София Гвирц. Мой муж – бабник…Шумиха вокруг фильма об академике Ландау обернулась пшиком
София Гвирц Мой муж – бабник… Шумиха вокруг фильма об академике Ландау обернулась пшиком |
Кадр из фильма "Мой муж - гений"
|
Событие, которого мы ждали с нетерпением, свершилось. 14 ноября 2008 года в программе Александра Гордона «Закрытый показ» состоялась премьера скандального фильма «Мой муж – гений», успевшего наделать шуму ещё до своего появления на экранах. Видимо, это лавры Алексея Учителя с «Дневником его жены» и Эльдара Рязанова, автора фильма «Андерсен, жизнь без любви», подвигли режиссёра Татьяну Архипцову, специалиста по документальному кино (она сняла девять фильмов о разных исторических личностях) на создание «юбилейного» десятый фильм о жизни гения советской и мировой физики, академика Льва Давидовича Ландау. Перечислять заслуги Ландау перед наукой можно долго. Он был лауреатом Ленинской, трёх Сталинских и Нобелевской премий, членом нескольких зарубежных академий наук. |
Научное наследие Ландау столь велико и разнообразно, что даже трудно себе представить, как мог все это успеть один человек за какие-то сорок лет. Но фильм, к сожалению, совсем не об этом. В основу сюжета положена книга мемуаров жены Ландау, Конкордии Терентьевны Ландау-Дробанцевой, в которой подробным образом описаны странности гения, относящиеся к его нетрадиционным взглядам на институт брака и общепринятую мораль. Об этом стало известно еще при жизни физика, он был сторонником свободных отношений и отвергал идею обоюдной супружеской верности, однако ни пресса, ни телевидение не делали акцент на этом факте биографии выдающегося мирового ученого. И вот, видимо, ради восстановления исторической справедливости к столетию со дня рождения этого великого учёного был снят фильм. Так сказать, «в подарок». Кинолента представляет собой бесконечную череду вариаций на тему «Ландау и женщины». Смысловым стержнем фильма являются сменяющие друг друга эротические сцены, причем не в самом лучшем художественном воплощении. Такое ощущение, что если убрать всю «клубничку», от киноленты просто ничего не останется. Впрочем, создатели фильма усматривают в этом «жизненную правду». Как говорит автор идеи фильма и его продюсер Олег Вольнов, возможно, правдивая история жизни Ландау кого-то шокирует, но, во-первых, закрывать глаза на очевидные пороки – это лицемерие, а во-вторых, «мы делали кино не о Ландау, а об удивительной женщине, его жене. Это фильм о её великой любви к необыкновенному человеку». С мнением продюсера фильма в корне не согласны российские ученые, которые не раз выступали против публичного показа картины «Мой муж – гений». В частности, РАН подготовила и направила письмо на имя генерального директора «Первого канала» Константина Эрнста с просьбой запретить показ фильма на телевидении. Негодование ученых, многие из которых являются учениками Ландау, понятно и совершенно естественно. «То, что творят некоторые люди, ведет к распаду сознания общества. Это ничего общего не имеет ни со свободой слова, ни с демократией. Думаю, что у нормальных людей подобные фильмы могут вызывать только брезгливость», – говорит о фильме доктор физико-математических наук Сергей Капица, который много лет знал семью Ландау. И это правильно, ведь каждый человек имеет право на невмешательство в личную жизнь. Тем более что такой достойный человек, как Ландау, заслужил совсем другого отношения к своей персоне. Но в наше время, когда публика жаждет «жёлтых» подробностей из жизни звёзд, появление подобного фильма вполне закономерно. Впрочем, здесь можно говорить даже не о «желтизне», а об обычной серости. Фильм получился блёклый, заурядный по сюжету, несмотря на дурно пахнущую тему. Посредственная игра Ксении Громовой и Людмилы Чурсиной, как и всех прочих задействованных в фильме актёров, не вызывает особых эмоций, а значит, и чувства негодования. Даниил Спиваковский, сыгравший в фильме главную роль, то есть самого академика, совершенно не соответствует образу Льва Давидовича, ученого с мировым именем и обаятельного ловеласа. Его герой выглядит нелепо и порой даже глуповато, явно не обладает достаточной харизмой. Сыграть гения уровня Ландау – очень трудная задача, не каждый может с ней справиться. Для этого одной семитской внешности мало... Неслучайно сын академика, Игорь Ландау, который принимал участие в съёмках фильма и курировал его, публично пришёл к такому выводу: «Это не мой отец, он совсем не такой был... Поэтому воспринимайте всё отвлеченно от конкретного имени». Единственный способ для зрителя – абстрагироваться от личности Ландау в данном контексте и рассматривать это произведение как свободную вариацию на тему странностей в жизни ГЕНИЯ. Гения, который может быть неадекватным в быту, совершать необъяснимые поступки, страдать различными патологиями, ведь это своего рода расплата за Б-жий дар. Гения, чьи достижения и пороки неподвластны суду обывателя.
|
|