ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Потерянные детища обнаружились в… изданном Синагогой календаре!

Потерянные детища обнаружились в… 
                                       изданном Синагогой календаре!

30 лет назад Марина Орлова –  русская женщина, ленинградский  театральный художник, по просьбе еврейских друзей-отказников изготовила маски для подпольного Пуримского спектакля. Впоследствии эти маски были уничтожены доблестной советской милицией. «В молодости не создаешь архивов. Мне и в голову не пришло сфотографировать свои работы. Я тяжело переживала утрату, потому что  вложила в Пуримские маски  всю душу», - говорит  Марина.  Каково же было изумление художницы, когда она обнаружила фотографию сгинувших работ… в изданном Синагогой календаре на 5769 год! Если у вас есть календарь, откройте его на странице «март». Левая верхняя фотография «Пурим на квартире. Ленинград. 70-е гг.» была сделана замечательным петербургским фотографом Юрием Алейниковым, которого отказники часто приглашали на свои собрания. Сама Марина об этом ничего не знала!

Как ленинградцы готовили подпольный спектакль
 
«В 1978 году мне было двадцать два, я закончила художественное училище им. Серова. Мой знакомый, Александр Семенович Котт задумал  поставить спектакль на еврейскую тему, чтобы показывать его по домам. Сейчас Котт живет в Америке, у него 12 детей, а в те годы его не выпускали из Союза.  Котт мечтал о профессиональной постановке, поэтому спектакль делал «настоящий» режиссер, Женя Ицкович, а маски – «настоящий» художник, то есть я. А вот актерами были обычные люди из среды отказников. Писать стихотворный текст тоже поручили мне. Ведь я – не только художник, но и поэт, к тому же, у меня была опыт диссидентства  – я сотрудничала с

Фотография Юрия Алейникова, любезно предоставленная им для петербургского 
еврейского календаря
запрещенной декадентской студией «Славянка». Котт принес мне тетрадку с религиозным сюжетом, а я переложила все это на стихи. Помню, что монолог Эсфири я написала размашистым белым стихом, мне Ицкович даже сказал: «Вот это – твой истинный стиль!» Все делалось легко, быстро, я писала без черновиков,
поэтому, к сожалению, ничего не сохранилось. Получился хороший спектакль, хоть и короткий – он шел всего 40 минут. И, как в любом хорошем спектакле, в нем была комедия и трагедия, накал страстей и юмор.

Кого изображают маски? Автор раскрывает тайну фотографии
 
«Посмотрите: вот слева золотистая маска. Это царица Эсфирь. Я лепила ее с живого прототипа, очень красивой девушки по имени Лена. Кстати, она впоследствии стала женой Александра Котта. Девушка была красивая, а маска получилась несимпатичная: маленькие глазки, большой нос. Когда делаешь маску, нужна стилизация, нельзя увлекаться натурой! Но я придумала выход из положения: видите, тут приклеены пушистые «ресницы» из меха. Маска сразу стала красавицей!  Далее идет маска «плохой жены» (Вашти – ред.) Правда, уродливая? К маске прилагался поролоновый бюст и объемистый живот. Когда актер, полный, крупный мужчина, облачался в эту амуницию, все просто сползали на пол от смеха, никто не мог репетировать. Режиссер Женя Ицкович был вне себя! А вот царь (Ахашверош – ред.), я сделала его голубоглазым красавцем, его маску держит молодой человек, который стоит выше всех. Остальные две маски – это злой слуга, который всех


Театральный художник Марина Орлова

подводил (видимо, Аман – ред.) и благородный слуга, эдакий типаж еврейского аристократа (Мордехай? – ред.). «Еврейские» образы мне давались легко, без всякого напряжения. Маски сделаны из папье-маше, раскрашены гуашью и для прочности покрыты лаком. Они крепились к голове и имели прорези для глаз.

Как Марину принимали в евреи
 
Прежде чем доверить мне изготовление масок для спектакля, меня пригласили в Синагогу. Я сидела в ложе (на женской галерее – ред.), вниз не пустили, потому что там – только мужчины. Потом мне дали такую специальную цепочку со звездочкой и сказали: «Теперь, Марина, ты словно приняла нашу веру! Теперь ты – свой человек!» 

Конспирация: страшно или весело?
 
 Конечно, подобные спектакли были запрещены. Поэтому все мы немного боялись, т.к. прекрасно понимали: по дороге на спектакль на тебя может просто наехать машина… Поэтому работали под вымышленными именами. Например, Женю 
Ицковича нужно было называть Володей. Но я никак не могла это запомнить и громко называла его Женей. Все на меня цыкали. А на свое «конспиративное» имя я вообще не реагировала, и поэтому его даже не помню. Но все это было скорее весело, чем страшно. Мы радовались жизни, делились творческими идеями. Хорошая молодежь, хорошее дело! Я очень любила театр, работать с Ицковичем было одно удовольствие – он прекрасно пел, умел заразить своими идеями людей. Я была рада любой работе, связанной с профессией, пусть даже неофициальной – это вносило в мою жизнь любовь, хорошее настроение и радость!

Расцвет и гибель Пуримшпиля
 
Спектакли шли два или три года. За это время актерские коллективы несколько раз сменились. Репетировали на Фонтанке, а спектакли показывали на квартирах тех людей, у кого позволяла площадь. Информацию о спектаклях отказники распространяли по своим каналам: работало своеобразное «человеческое радио», все ведь всех знали: кто где живет, кто чем занимается. Многие работали вместе, в основном – убирали гостиницы, так как людей за рубеж не выпускали, а официальной работы у них не было. Помню, когда я сделала маски, меня спросили: «Чем же тебя, золотце, отблагодарить?» Ведь работала я, разумеется, бесплатно. Я сказала: «Когда перестанете делать спектакли, верните мне маски!» Но увидеть свои работы мне больше не довелось. В 1980-м году Котт уехал, да и я сама переехала жить и работать в Новомосковск. А потом я узнала, что милиция нагрянула на одну из квартир, где шел Пуримшпиль. Никого не арестовали, просто по-тихому разогнали, а маски изъяли и уничтожили.
 
Радость обретения
 
О том, что фотографии масок сохранились, я узнала совершенно случайно: моя подруга, получившая календарь от Синагоги, спросила: «А не твои ли это работы»? Можете представить мою радость! Ведь я так жалела об этих масках! Они были мне очень дороги, я работала над ними целый месяц и вложила в них частицу себя. Спасибо Синагоге и фотографу Алейникову за нежданную радость!
 
Марина сегодня
 
Сейчас я довольно известный художник. Делаю авторскую куклу, используя театральные технологии. Мои работы в основном покупают в Москве. В данный момент я готовлю в Петербурге интерактивную выставку – «Новый год у ежиков». Ежики будут ездить вокруг дерева. Маски можно будет подержать, надеть на себя. Идея в том, что театр пришел к людям.
    






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї