| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Потерянные детища обнаружились в… изданном Синагогой календаре!
Потерянные детища обнаружились в… изданном Синагогой календаре! |
30 лет назад Марина Орлова – русская женщина, ленинградский театральный художник, по просьбе еврейских друзей-отказников изготовила маски для подпольного Пуримского спектакля. Впоследствии эти маски были уничтожены доблестной советской милицией. «В молодости не создаешь архивов. Мне и в голову не пришло сфотографировать свои работы. Я тяжело переживала утрату, потому что вложила в Пуримские маски всю душу», - говорит Марина. Каково же было изумление художницы, когда она обнаружила фотографию сгинувших работ… в изданном Синагогой календаре на 5769 год! Если у вас есть календарь, откройте его на странице «март». Левая верхняя фотография «Пурим на квартире. Ленинград. 70-е гг.» была сделана замечательным петербургским фотографом Юрием Алейниковым, которого отказники часто приглашали на свои собрания. Сама Марина об этом ничего не знала! |
Как ленинградцы готовили подпольный спектакль
«В 1978 году мне было двадцать два, я закончила художественное училище им. Серова. Мой знакомый, Александр Семенович Котт задумал поставить спектакль на еврейскую тему, чтобы показывать его по домам. Сейчас Котт живет в Америке, у него 12 детей, а в те годы его не выпускали из Союза. Котт мечтал о профессиональной постановке, поэтому спектакль делал «настоящий» режиссер, Женя Ицкович, а маски – «настоящий» художник, то есть я. А вот актерами были обычные люди из среды отказников. Писать стихотворный текст тоже поручили мне. Ведь я – не только художник, но и поэт, к тому же, у меня была опыт диссидентства – я сотрудничала с |
Фотография Юрия Алейникова, любезно предоставленная им для петербургского еврейского календаря |
запрещенной декадентской студией «Славянка». Котт принес мне тетрадку с религиозным сюжетом, а я переложила все это на стихи. Помню, что монолог Эсфири я написала размашистым белым стихом, мне Ицкович даже сказал: «Вот это – твой истинный стиль!» Все делалось легко, быстро, я писала без черновиков, |
поэтому, к сожалению, ничего не сохранилось. Получился хороший спектакль, хоть и короткий – он шел всего 40 минут. И, как в любом хорошем спектакле, в нем была комедия и трагедия, накал страстей и юмор.
Кого изображают маски? Автор раскрывает тайну фотографии
«Посмотрите: вот слева золотистая маска. Это царица Эсфирь. Я лепила ее с живого прототипа, очень красивой девушки по имени Лена. Кстати, она впоследствии стала женой Александра Котта. Девушка была красивая, а маска получилась несимпатичная: маленькие глазки, большой нос. Когда делаешь маску, нужна стилизация, нельзя увлекаться натурой! Но я придумала выход из положения: видите, тут приклеены пушистые «ресницы» из меха. Маска сразу стала красавицей! Далее идет маска «плохой жены» (Вашти – ред.) Правда, уродливая? К маске прилагался поролоновый бюст и объемистый живот. Когда актер, полный, крупный мужчина, облачался в эту амуницию, все просто сползали на пол от смеха, никто не мог репетировать. Режиссер Женя Ицкович был вне себя! А вот царь (Ахашверош – ред.), я сделала его голубоглазым красавцем, его маску держит молодой человек, который стоит выше всех. Остальные две маски – это злой слуга, который всех |
Театральный художник Марина Орлова
|
подводил (видимо, Аман – ред.) и благородный слуга, эдакий типаж еврейского аристократа (Мордехай? – ред.). «Еврейские» образы мне давались легко, без всякого напряжения. Маски сделаны из папье-маше, раскрашены гуашью и для прочности покрыты лаком. Они крепились к голове и имели прорези для глаз.
Как Марину принимали в евреи
Прежде чем доверить мне изготовление масок для спектакля, меня пригласили в Синагогу. Я сидела в ложе (на женской галерее – ред.), вниз не пустили, потому что там – только мужчины. Потом мне дали такую специальную цепочку со звездочкой и сказали: «Теперь, Марина, ты словно приняла нашу веру! Теперь ты – свой человек!»
Конспирация: страшно или весело?
Конечно, подобные спектакли были запрещены. Поэтому все мы немного боялись, т.к. прекрасно понимали: по дороге на спектакль на тебя может просто наехать машина… Поэтому работали под вымышленными именами. Например, Женю |
Ицковича нужно было называть Володей. Но я никак не могла это запомнить и громко называла его Женей. Все на меня цыкали. А на свое «конспиративное» имя я вообще не реагировала, и поэтому его даже не помню. Но все это было скорее весело, чем страшно. Мы радовались жизни, делились творческими идеями. Хорошая молодежь, хорошее дело! Я очень любила театр, работать с Ицковичем было одно удовольствие – он прекрасно пел, умел заразить своими идеями людей. Я была рада любой работе, связанной с профессией, пусть даже неофициальной – это вносило в мою жизнь любовь, хорошее настроение и радость!
Расцвет и гибель Пуримшпиля
Спектакли шли два или три года. За это время актерские коллективы несколько раз сменились. Репетировали на Фонтанке, а спектакли показывали на квартирах тех людей, у кого позволяла площадь. Информацию о спектаклях отказники распространяли по своим каналам: работало своеобразное «человеческое радио», все ведь всех знали: кто где живет, кто чем занимается. Многие работали вместе, в основном – убирали гостиницы, так как людей за рубеж не выпускали, а официальной работы у них не было. Помню, когда я сделала маски, меня спросили: «Чем же тебя, золотце, отблагодарить?» Ведь работала я, разумеется, бесплатно. Я сказала: «Когда перестанете делать спектакли, верните мне маски!» Но увидеть свои работы мне больше не довелось. В 1980-м году Котт уехал, да и я сама переехала жить и работать в Новомосковск. А потом я узнала, что милиция нагрянула на одну из квартир, где шел Пуримшпиль. Никого не арестовали, просто по-тихому разогнали, а маски изъяли и уничтожили.
Радость обретения
О том, что фотографии масок сохранились, я узнала совершенно случайно: моя подруга, получившая календарь от Синагоги, спросила: «А не твои ли это работы»? Можете представить мою радость! Ведь я так жалела об этих масках! Они были мне очень дороги, я работала над ними целый месяц и вложила в них частицу себя. Спасибо Синагоге и фотографу Алейникову за нежданную радость!
Марина сегодня
Сейчас я довольно известный художник. Делаю авторскую куклу, используя театральные технологии. Мои работы в основном покупают в Москве. В данный момент я готовлю в Петербурге интерактивную выставку – «Новый год у ежиков». Ежики будут ездить вокруг дерева. Маски можно будет подержать, надеть на себя. Идея в том, что театр пришел к людям. |
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|