| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Этномеханика
Леонид Райхлин |
«Этномеханика»: механика толерантности |
Фото Макса Славецкого
|
На прошлой неделе состоялся уникальный фестиваль world music в Петербурге, организованный Центром современного искусства им. Сергея Курехина. В продолжение творческих проектов самого Курехина, который создал в 1984 г. знаменитый ансамбль «Поп-Механика», проводивший настоящие шоу с участием музыкантов, артистов, танцоров, была придумана идея «Этномеханики». Пропаганда этнической, расовой и религиозной терпимости с помощью музыки и искусства народов мира – вот цель, которую поставили перед |
собой организаторы фестиваля. Как отметила продюсер фестиваля, художественный руководитель Центра современного искусства Анастасия Курёхина, «Этномода очень популярна у современной молодежи - одни просто выбирают для себя соответствующий стиль одежды, аксессуары, у других это увлечение проявляется на более глубоком уровне. Этническая музыка обладает невероятной силой воздействия на сознание, интеллект и чувства человека. Вероятно, многие даже не задумываются об этнической толерантности, надевая эбеновый африканский браслет или покупая для вечеринки CD с разухабистой балканской музыкой. Задача петербургского фестиваля «ЭТНОМЕХАНИКА» в том, чтобы любовь к эстетике народных культур совместить с этической идеей социальной ответственности и толерантности. И, конечно, создать яркое городское событие, которое внесет свои краски в имидж Санкт-Петербурга и многоцветье его культурной жизни». Наталья Подобед, программный директор фестиваля, считает, что громкие и пафосные речи совершенно неуместны – задача в том, чтобы сделать хороший музыкальный этнофестиваль, в котором не было бы, как обычно происходит на таких проектах, «сборной солянки»: все должно быть стилистически строго выстроено. А поскольку на одном пространстве встречаются музыкальные коллективы не только с разными стилями в музыке, но и с различными мировоззрениями, культурами, вероисповеданиями, что способствует развитию мультикультурности и этнотерпимости в Петербурге. Данная задача была выполнена на 100% - получившийся формат этнофестиваля вышел исключительно интересным. Открылся фестиваль двумя документальными фильмами: «Сарафан» - автор сценария и режиссер А. Стреляная, посвященный свадебным традициям в русской деревне, и «Из сердца Одессы», про жизнь в криминальном районе еврейской Одессы, автор сценария и режиссер – Андре Шреудерс (Нидерланды). Началась картина нестандартно: с просьбы жителю Одессы спеть какую-нибудь чисто местную песню; в ответ тот исполняет… «7:40». Это вызвало шок в зрительном зале, хотя изначально фильм и позиционировался, как кинокартина про ЕВРЕЙСКУЮ Одессу, к тому же подруга режиссера, Наталья Подобед предупредила, что ни одного постановочного кадра зрители не найдут. А исследование о состоянии нецензурной лексики в Израиле на входе в Центр им. Курехина вкупе с лежащей рядом книгой «Клуб застенчивых антисемитов» создавало стойкое впечатление, что это еврейский фестиваль. Впрочем, после выступления разбитных девчонок "Ива Нова", тягучих "Намгар" в громоздких монгольских одеяниях и с аутентичными инструментами, а также этноэлектронной "Волги" с впечатляющим вокалом Анжелы Манукян, стало понятно, что на евреях этнотема в Петербурге не заканчивается. Дни "Этномеханики" были тематизированы – каждый день был посвящен отдельному направлению в музыке, от женского вокала до этнопанка. При этом, как и на СКИФе, зрителям было предложено курсировать между двумя сценами - большой и камерной, постигая как очевидные стороны этники, так и закоулки жанра. В рамках фестиваля прошла творческая встреча со знаменитым московским клезмером Псоем Короленко, организованная при помощи продюсерской компании «Бомба-Питер», на которой была исполнена песня «Мандельштам» на стихи Осипа Мандельштама в антураже из хасидских нигунов. Состоялось ночное (музыканты на фестивале играли в течение двух дней до 5 утра) выступление питерских групп, играющих еврейскую музыку – «*опа Новый Год» и «Добраночь» и группы из Финляндии, использующую в своем творчестве клезмерские мотивы. Конечно, был и русский фолк, и пение тибетских монахов, и шансон на стихи А. Северного, и регги от GENERAL LEVY и фрик-кабаре «Серебряная свадьба», и мн. др. «Этномеханика» в итоге собрала все возможные прочтения этнической или корневой музыки под одной крышей: древности, редкости, стандарты из любого уголка мира; пасторальные и городские песни; ироничное смешение стилей и стремление к аутентике. На этнофестивале, среди зрителей которого можно было увидеть самых разных людей: от петербургских журналистов в костюмах с видеокамерами до поклонников индийской культуры в ярких хипповских одеяниях, которые ждали выступления тибетских монахов, запланированного на последний день, совершенно органично прозвучали и еврейские мотивы. Практически все участники этого, уникального для Петербурга, события были в полном восторге и выражали пожелание, чтобы подобное мероприятие стало ежегодным, расширилось, и чтобы на нем можно было не только послушать самых разных музыкантов, но и увидеть фильмы, моду, артистов, работающих в соответствующих направлениях.
|
Стоит ли бить этнофестивалем по ксенофобии? |
С этим вопросом мы обратились к Дмитрию Дубровскому, этнографу и правозащитнику, эксперту по проблемам ксенофобии: - Дмитрий, Вы согласны с тем, что этнофестивали способствуют укреплению толерантности? Может ли эстетическое переживание повлиять на этические убеждения человека? Если юный фашист услышит, как красиво поют негры или евреи, станет ли он их меньше ненавидеть?
- «Этномеханика» стала по-настоящему ярким культурным событием в жизни города. Что же касается воспитания толерантности – эффективность здесь кажется сомнительной. Здесь мы наблюдаем типичный пример, в общем, довольно распространенного типа «праздничного» мультикультурализма. |
|
Организаторы фестиваля исходят из предпосылки, что если много людей в национальных костюмах пляшут и поют, это способствует толерантности. Но я бы сказал, что все наоборот: любое подчеркивание этнической специфики способствует убеждению, что не только костюмы, но и все остальное у «них» - другое, и, значит, правы те, кто призывает к раздельному проживанию, особым правилам «аккультурации» для приезжих и прочая, и прочая. Что же касается эстетики, то замечу, что Гитлеру нравилась эстетика Востока, а Муссолини - античность... |
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|