Вот так нежно выглядит ивритское слово «Ahavah», «Любовь» в написании каллиграфа Иззи Пладвинского
|
Иззи Пладвински знают на Святой Земле не только как блестящего мастера ивритской каллиграфии и знатока письменной Торы, но и как новатора и творца. Именно он, покусившись на строгость форм классического написания букв иврита, разработал письменный шрифт языка с плавными, нежными линиями, который «поет и танцует».
Но началось все, как рассказал сам мастер перед внушительной аудиторией, собравшейся в Академии художеств, много-много лет назад. |
Однажды молодой химик Иззи Пладвинский после молитвы гулял по заднему двору синагоги, где на стене увидел плакат с крупно нарисованной самой маленькой буквой алфавита Йуд. Надпись под буквой гласила, что если хоть одна, даже самая маленькая буква в списке Торы изображена неверно, то и весь текст неправилен. «Вау! Как это интересно! Сколько же секретов хранит в себе Тора! Как так может быть, что все знаки связаны между собой?», – поделился Пладвински с аудиторией мыслью, которая пришла к нему в тот момент. Тогда будущий мастер решил, что каллиграфия, буквы и линии, гораздо интереснее, чем кислоты и формулы, и начал заниматься наукой о письме. Он стал посещать курсы ивритской филологии, письма, изучать древние тексты, то, как писали евреи в разные времена – от эпохи Кумранских свитков (тексты III-I веков до н.э., считающиеся краеугольным камнем иврита), до современности. Особое внимание Пладвински, разумеется, уделял религиозным текстам. Каллиграфия давалась ему очень непросто, но через нее он изменился сам. Специалист начал задумываться над тем, что написано, и как это записано: «Для каллиграфа верна следующая истина: если у вас нет веры в текст, есть сомнения в том, что вы пишете, то вы не преуспеете, у вас будет получаться хуже, чем у человека, который верит в то, что пишет», – рассказал лектор. По словам Пладвински, с ним начали происходить удивительные вещи: пропуская через себя слова Г-спода, он стал лучше понимать Тору, истины, записанные в ней. Мастер рассказал, что в какой-то момент в нем проснулась тяга к творчеству, заложенная свыше. Он стал задумываться, насколько экспрессивными и эмоциональными могут быть изначально строгие, «квадратные» буквы. Пладвински начал экспериментировать. В попытках создать плавный, мягкий шрифт он исписал не одну пачку листов. На помощь ему опять пришли священные тексты. Работая над шрифтом, каллиграф вспоминал «Песнь песней» царя Соломона, пытаясь добиться от своих букв такой же певучести и танца. Израильский мастер отметил, что ему это удалось, и даже показал, что у него получилось. На большом белом листе Пладвински рисовал «традиционные» буквы Тав, Алеф и Шин, показывая сначала их прописной вариант, а затем тот, который получается у него. Например, Тав из разомкнутого квадрата, как обычно пишут эту букву, превратился в изогнутую линию, а Алеф стал почти кругом.
Завершил мастер-класс израильский гость записью слов, которые сказал Г-сподь Моисею в ответ на его вопрос, о том, кто есть на самом деле Всевышний: «Я тот, кто я есть». Получилось не совсем читаемо, но очень красиво.
Интервью с еще одним ведущим мастер-класса – знаменитым Авраамом Борщевским, автором самой большой в мире мезузы, читайте на нашем сайте в ближайшие дни. |