| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Леонид Райхлин. «Женщины, цветы и море»
Леонид Райхлин «Женщины, цветы и море» |
|
В честь 60-летия Израиля в Петербурге проходит одновременно множество интересных мероприятий, в том числе многочисленные фотовыставки. Одна из самых интересных – выставка коренного петербуржца, пережившего блокаду Ленинграда, – Юрия Абрамовича Алейникова. Экспозиция проходит в помещении Санкт-Петербургской ассоциации международного сотрудничества, известной как бывший Дом Дружбы. Выставка подготовлена Юрием Абрамовичем по итогам полуторамесячного визита в Израиль и называется |
«Женщины, цветы и море». Больше всего в глаза бросаются именно женщины – всевозможные и очень разные: тут и солдатка, и эфиопки, и куда-то спешащая старушка, и молящиеся иудейки у Стены Плача. Лица и глаза – вот, что сразу привлекает внимание: от фотографий веет левантийским настроением, дыханием спокойной энергии, смеха и солнца. Выпуклые, типично еврейские глаза девочки заставляют вспомнить характерные черты евреек Украины и Белоруссии. Две жительницы старого Иерусалима в военной форме совсем не похожи на измученных жарой (а в Израиле, как мы знаем, жарко!) жителей осажденной страны. Наоборот: веселые, открытые, они сидят на каких-то перилах и о чем-то оживленно беседуют. Конечно же, фотографируя Иерусалим, нельзя было обойти арабский вопрос. На одной из фотографий можно увидеть молодую женщину с ребенком, – с первого взгляда она совсем не похожа на палестинку, только платок на голове привлекает внимание, но в целом она могла бы оказаться кем угодно: христианкой, туристкой с Востока…. Она идет по делам и несет ребенка – мирное и спокойное зрелище. Как ни странно, но в стране, где постоянно то политический, то экономический, то еще какой-нибудь кризис, на лицах женщин, что смотрят на зрителей с фотографий, нет ни «грамма» беспокойства или нервозности; вся выставка дышит теплом и хорошим настроением. Одна из самых ярких фотографий – «Купальщица на Мертвом Море». Непостижимым образом фотографу удалось передать «дыхание» Мертвого моря, оно совсем не кажется мертвым. Купальщица стоит так, как будто через минуту, согревшись, вновь нырнет в эту воду, на которой столь заманчиво поблескивают солнечные блики. Стоит отметить одну из фотографий цветов – темно-красных, плотных по фактуре, создающих почти физическое ощущение аромата. Можно сказать, что все фотографии на выставке являются цельными, многоплановыми образами, на которых фотограф с помощью собственного, особенного цветовыражения смог донести до зрителей видение своего Израиля – яркого, красивого, жизнерадостного, спокойно-энергичного, не омраченного никакой тревогой. Но при этом бдительно следящего за своими границами! |
|
|
Юрий Алейников. «Молодая палестинка с девочкой. Иерусалим. Старый город» |
Юрий Алейников. «Друзская девочка. Север страны» |
Юрий Алейников. «Цветы»
|
Интервью с Юрием Алейниковым |
- Когда Вы начали впервые фотографировать?
- В 1947 г. мне подарили дядин довоенный «Фотокор». Тогда я и начал снимать. До сих пор у меня сохрналиось несколько стеклянных негативов.
- В Вашей творческой биографии сказано, что Вы ребенком пережили блокаду - Вы что-нибудь помните из этих трагических событий?
- Конечно, помню. К началу войны мне было 6 лет. Мы жили на даче в Вырице, приехали в Ленинград и, не поверив, что война надолго, уехали еще в Лисий Нос. Но пришлось вернуться... Блокаду пережил на Коломенской. В 1943 году пошел в школу № 301 на Лиговке. Вдоль Лиговки с юга на север летели снаряды, а мы спускались в бомбоубежище. Однажды со старшими ребятами был на чердаке дворового флигеля. От страха прятался; а старшие были готовы тушить "зажигалки". В домах не было ни воды, ни отопления. За водой ходили на пожарную колонку на Кузнечный переулок. Мама зимой ходила разбирать деревянные дома на Поклонной горе и приносила дрова для "буржуйки". От голода и бомбежек погибли почти все родные... - В советские времена Вы фотографировали различные подпольные еврейские мероприятия – Вы были диссидентом? |
Юрий Абрамович Алейников – петербургский фотограф, член Союза фотохудожников России и Союза художников Петербурга
|
- Я вырос на песнях Галича, Булата и Высоцкого. До сих пор это мои кумиры. Но, конечно, активным диссидентом я быть боялся - работал в режимной конторе со второй формой секрестности. На подпольные еврейские свадьбы и праздники попадал в качестве фотографа по рекомендации моего друга Феликса Арановича, известного отказника 70-х годов.
- Когда Вы начали выставлять свои работы?
- Первая крупная персональная выставка у меня прошла в Нью-Йорке. На ней я представил фотографии Шломо Карлебаха, известного как «поющий рабби» - он ездил в турне по городам СССР во времена перестройки, и мне посчастливилось его фотографировать,. При его поддержке я и устроил американскую выставку. На ней сразу же купили все фотографии– назад в Ленинград ничего везти не пришлось.
- Как возник замысел выставки «Женщины, цветы, море», которая проходит сейчас в бывшем Доме Дружбы?
- Осенью 2007 года я полтора месяца гостил у сестры в Иерусалиме. Объездил всю страну. В результате отснял огромное количество материала - тысячи сюжетов различной тематики. В конце марта 2008 года меня попросили сделать выставку к 60-летию Израиля. Я долго думал о тематике выставке. И вдруг как-то ночью проснулся, и мне пришла в голову идея - посвятить выставу женщинам, цветам и морю! - У Вас много фотографий с людьми. Как Вы их фотографировали – просили позировать?
- Нет. Это репортажные фотографии. Часто я часто снимал «от пуза», когда гулял по Иерусалиму или сидел в кафе на одной из пешеходных улочек.
- Вы говорите, что у Вас множество хороших фотографий из Израиля – будет ли еще выставка на их основе?
- Конечно. Надеюсь, не одна. Очень хочется сделать выставку "Библейские люди и пейзажи". Было бы здоровье и спонсоры. Осенью 2008 года быдет юбилейная (75 лет) выставка в Союзе Художников. Ддля нее отобраны четыре фотографии. В сентябре Сохнут организует большую фотовыставку многих авторов в Этнографическом музее, также посвященную 60-летрию Израиля. Для нее Сохнут отобрал фотографии Иерусалима 1991 года. Надеюсь и на какой-нибудь сюжет из новых фотографий. - Какие у Вас ближайшие планы? - Разобрать свой громадный (с конца 50-х годов) архив. Оцифровать. Отобрать фотографии для своего альбома. Работы очень много! |
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|