ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

ЯКОВ ЕВГЛЕВСКИЙ. Еврейские градоначальники города Питера

ЭКСКЛЮЗИВ

Специально для нашего сайта известный историк и публицист, ведущий журналист газеты «Невское время» ЯКОВ ЕВГЛЕВСКИЙ написал статью о трех знаменитых евреях – Шрейдере, Троцком, Зиновьеве – в бурном 1917 году сменивших друг друга году на посту градоначальника Петербурга…Публикуем первую часть статьи, продолжение читайте на нашем сайте через неделю.
Яков Евглевский   Еврейские градоначальники города Питера
Говоря о положении евреев в России, мы традиционно сбиваемся на жалостливый тон. Вспоминая о погромах и выселках, об ограничениях и притеснениях, о процентной норме в учебных заведениях, о пресловутой «пятой графе» в Советскую пору, когда явные законодательные препоны царских времен были хитроумно заменены партийно-административными «оговорками» для служебного пользования. Да, нам есть, что вспомнить. Ну, хотя бы, мелкий эпизод из середины XVIII века, когда государыня Елизавета Петровна (младшая дочь Петра I, которого наши бойкие либералы привычно зачисляют в лагерь прогрессистов), в ответ на предложение заключить выгодный контракт с неким иудейским коммерсантом, капризно надула губки: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли!»

…Евреи попали на территорию России в последней трети XVIII столетия – вслед за тем, как августейшая невестка Елизаветы Петровны Екатерина II Алексеевна инициировала разделы Речи Посполитой, проведя их в течении двадцати с небольшим лет рука об руку с австрийским и прусским кайзерами. Тогда-то еврейский элемент и оказался в русском подданстве, причем не в виде отдельных личностей, а в качестве крупного этноса, разбросанного по обширным западным и юго-западным окраинам Российской империи. И сразу ощутил на себе жесткий пресс самодержавной бюрократии. «…Находим, – диктовала Екатерина Великая в знаменитом Указе о черте оседлости от 23.12.1791 (в разгар французской революции!), – что евреи не имеют никакого права записываться в купечество во внутренние российские города и порты, а только по указам Нашим дозволено им пользоваться правом гражданства и мещанства в Белоруссии. Подтверждая о точном соблюдении изданных о сем постановлении, Мы признали за благо распространить таковое право гражданства евреям, сверх белорусских губерний на Екатеринославское наместничество и область Таврическую и повелеваем Сенату Нашему сделать о сем, кому следует, надлежащее предписание».
Само собой, особо строгие «лимиты» вводились в обеих русских столицах – Петербурге и Москве. Правда, и тут встречались «приятные» изъятия из правил. Переписываясь с французскими энциклопедистами, Зиновия Северной Пальмиры затронула и проблему «страха иудейского». В послании Дэни Дидро она доверительно сообщила, что на берегах Невы проживают несколько состоятельных еврейских семей. Это, конечно, запрещено законами, но, отмечала пресвященная монархиня, все у нас о том знают и все молчат.
 
Рожденные революцией
Так было на протяжении столетий. Новое слово властно сказала эпоха мятежей и бунтов. Вслед за февральскими событиями 1917 года, отменившими ограничительные юридические нормы в отношении евреев, представители Б-жьего народа смогли открыто, наравне с другими национальностями учувствовать в большой политике. На петроградском городском уровне сразу мелькнули три имени: одно свое, настоящее – Григорий Шрейдер и два псевдонима – Лев Троцкий (Бронштейн) и Григорий Зиновьев (Овсей Радомысльский). Первый – правый эсер, второй и третий как будто большевики. Антагонисты! Все трое возглавляли тогдашнюю русскую столицу, будучи (если изъясняться современным политическим языком) ее полномочными мэрами. Городской глава Шрейдер и председатель Петросовета Троцкий управляли Северной Пальмирой еще на столичном этапе, а Зиновьев (последний лидер якобы всевластного Городского Совета, поскольку с громким падением тов. Григория бразды правления официально «перекочевали» к Губернскому комитету Партии) присутствовал при  гибели величавого имперского мифа. Из песни слов не выкинешь: именно на глазах градоначальника-еврея (хотя и вопреки его воле) столичный статус навсегда ушел с просторов болотистой Ингрии на холмы златоглавой Москвы.
 
Шрейдер
… Григорий Ильич Шрейдер (уроженец Екатеринославской губернии, той самой, где с конца 18 в. Матушка-царица милостиво дозволила проживать лицам иудейского вероисповедания) формально руководил Петроградом в течение недолгих, но бурных четырех месяцев – с 19 июня (2 июля) по 25 октября (7 ноября) 1917 года. Впрочем, если подходить совсем строго, то следует добавить еще месяц. Окончательно Шрейдера «ушли» 26 ноября (9 декабря), когда победившие ленинцы провели внеочередные выборы в Гордуму, вылепив «нового столичного главу» – знаменитого большевика Михаила Калинина. Но это случится глухой осенью. А чуть раньше, в середине июня, в Россию из многолетней итальянской «ссылки» вернулся социалист-революционер эсер Григорий Шрейдер. Партийные активисты, встречавшие на Финляндском сего глубоко знатока муниципальной тематики, сообщили своему гостю, что высшее эсеровское руководство намечает его в питерские «мэры» – взамен неугодного левым кругам буржуазного либерала Юрия Глебова. Так хочет, мол, сам Виктор Михайлович Чернов! Гораздо позднее, опять попав в эмиграцию, Шрейдер признался: в первую минуту он, вышедший из вагона, подумал – это розыгрыш, дружеская шутка…
Работы  оказалось предостаточно, ибо все «авгиевы конюшни» надлежало очистить быстро и со знанием дела. К середине 1917 года коммунальное хозяйство Петрограда пребывало в самом плачевном состоянии. Жилой фонд не ремонтировался, сотни домов шатались, как деревья на ветру, грозя рухнуть на тротуары, а в квартирах отсутствовали элементарные удобства и средства противопожарной защиты. По сравнению с царским временем ощутимо возросла заболеваемость тифом, оспой, цингой, дизентерией и дифтеритом, а на весь град Петров 13 лечебниц на 14,5 коек! Плюс несколько клиник, принадлежавших Красному Кресту.
Ширились и продовольственные неурядицы, обвально падали нормы по выдаче хлеба, мяса, крупы, сахара, молока, зато цены на продукты питания возросли в пять-шесть раз. Не хватало и промышленных товаров, особенно тканей и обуви. Совершенно расстроилось трамвайное сообщение, чем сразу же воспользовались ломовые извозчики, взвинтившие стоимость своих пролеток в двадцать с лишним раз. Развал хозяйственной системы ширился, по определению газеты «Отечество», с головокружительной быстротой.
 
Что делать?
С подачи Шрейдера, в Городской Думе возникли 20 профильных комиссий – от эвакуационной (для переброски людей и ценностей в Москву в случае, если ударят кайзеровские войска) до посреднической (по урегулированию конфликтов между предпринимателями и рабочими). Кроме того, Временное правительство передало Думе все продовольственное дело. Намечалось централизовать хлебопечение, закрепить определенные дома за определенными лавками и распределять провизию под присмотром домовых комитетов.
Но… Обстановка ухудшалась стремительно, буквально час от часу. К горячим октябрьским денькам Питер недополучал 50 процентов необходимого ему мяса, почти шесть с половиной тонн масла, массу овощей и фуража. Вместо требуемых 3,5 миллиона пудов рыбы пришло 300 000 пудов, вместо ежедневных 90 000 ведер молока поступало 7 000, а из 1200 вагонов яиц, которых ожидали в течение четырех месяцев, прибыло лишь 200 вагонов. Сказывалась общая анархия в стране: ведь дело не только и не столько в том, что продукты недополучали, сколько в том, что их не привозили из провинции, куда власть Городской Думы не распространялась. А Центральное правительство во главе с Керенским пальцем о палец не ударяло, уповая на скорый созыв Учредительного собрания. Между тем, в городе постепенно мерк электрический свет, а также истощались запасы топлива. Долго это продолжаться не могло.
… Восстание 24-25 октября поставило жирную точку и на старой России, и на Городском самоуправлении, и на личной карьере господина Шрейдера. Под руководством Григория Ильича группа экзальтированных думцев попыталась пробиться в апартаменты Зимнего Дворца – на выручку к министрам. Не удалось! А потом Шрейдер немного посидел в большевистской тюрьме у Троцкого и Зиновьева. В период Гражданской войны экс-городничий направил стопы на юг, в Екатеринодар, где командовали парадом белогвардейцы. Не слишком жаловавшие евреев за их революционный порыв. Здесь, на Кубани, выходил шрейдеровский прогрессистский листок «Родная Земля». Тональность сего издания не удовлетворила местные власти, и в 1919 деникинцы выслали редактора за границу.
Шрейдер жил в Праге и Риме, сотрудничал с активистами социалистических и социал-демократических партий, но поддерживал связи и с итало-фашистским дуче Муссолини, кого неплохо знал с дореволюционных времен по совместному гостеванию на острове Капри; у хлебосольного Максима Горького. Сюда заезжал и Владимир Ильич Ульянов, который порою баловался шахматишками с видным социалистом Бенито Муссолини, впоследствии перешедшим в крайний правый лагерь. Умер Григорий Шрейдер в Медоне, возле Парижа, в возрасте 80-ти лет, весною 1940 года – за три месяца до падения Франции под ударами гитлеровского бронированного кулака. На его похоронах с прочувствованной речью вступил некогда шумно известный Виктор Чернов – вождь мертвой уже эсеровской партии, любимец крестьянских низов и спикер однодневного Учредительного собрания Российской Республики.
Продолжение следует
        






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї