Карикатура В. Богорада
|
Евреи умеют веселиться, веселить, шутить и смеяться. Искрометный, самобытный еврейский юмор, всегда с ноткой грусти и самоиронии уже давно стал классикой. Выставка работ одного из таких классиков жанра – карикатуриста Виктора Богорада открылась в День смеха в Еврейском общинном центре на улице Рубинштейна. Продлится она ровно месяц. Кажется, каждый горожанин, живший в брежневском и перестроечном Ленинграде, в Петербурге Анатолия Собчака, знает работы Богорада. Этот художник, по образованию радиотехник, взялся за карандаш в середине 1970-х годов и почти сразу стал заметным автором, начал получать премии профессионального сообщества. Сборники его «неофициальных» карикатур, наряду с трудами |
диссидентов, перепечатывал «самиздат» (говорят, тиражом не более 10 экземпляров, так как за 11-й уже сажали). Сам Богорад вспоминает, что в то время, несмотря на страшный идеологический пресс, ему работалось легко. «Это парадокс, конечно, но карикатуристу тем лучше, чем хуже вокруг ситуация. Карикатуриста ситуация тоже не щадит, но он над ней издевается», – говорит художник. В 1990-е годы жизнь тоже была несладкая, поэтому у Богорада работы чуть ли не прибавилось. В 1991 году в «Смене» появилась его ежедневная рубрика «Факсимиле», принесшая автору исключительную популярность. Художник вспоминает, что его рубрика была удачным опытом изобразительной журналистики: рисунки делались к конкретным событиям, газетным материалам, что называется, «на злобу дня». Тогда в редакцию «Смены» звонили читатели с самыми разными эмоциями: угрозами, благодарностью, радостью. А сами рисунки коллекционировали и наклеивали на стены вместо листовок. В то же время началось сотрудничество Богорада с первой в Петербурге еврейской газетой «Народ Мой/Ами». Именно эти работы – около 20 черно-белых рисованных – и открывают выставку. Смотря на них, чувствуешь дух времени, те веяния, которые были в еврейском мире Петербурга в начале 90-х, когда началась большая алия. Лейтмотивом работ стала «чемоданная тема». Вот изображен «отъезжант», только перешедший границу, его чемодан показывает длиннющий язык советскому таможеннику, а вот разминулись два Деда Мороза: первый с подарочным мешком с нарисованными пятиконечными звездами, второй – более счастливый – с рюкзаком, на котором звезды шестиконечные. Звезда Давида появляется почти на каждой карикатуре Богорада. Брендовой стала карикатура, на которой изображен некто с шестиконечной звездой вместо головы; его спрашивает человек с «обычной» верхней конечностью – «Что у вас с головой?» Эти карикатуры для «Ами» также и грустны: на одной из них бедолаге, просящему милостыню, подает старуха с косой, на другой – человек не успевает получить деньги в кассе, как все забирают цены, наконец, очень забавен диалог двух граждан у винного магазина «Ничего нет! - Понятно, Пурим». Вторая часть выставки разительно отличается от первой – прежде всего, техникой: карикатуры написаны сухой пастелью в мягких, нежных тонах. Их невозможно описать даже приблизительно. Сам Богорад не может сказать, откуда у него берутся такие фантасмагоричные образы, что порождает героев его работ. Цветные работы не сопровождаются текстом, но на них можно смотреть долго, и каждый будет находить в них что-то свое. В них автор по-настоящему оказывается тем, кем он сам себя считает: «картунистом, художником-философом, рисующим карикатуры на вечные темы». Богорада называют мастером черного юмора в карикатуре. Он соглашается, говоря, что ценность именно таких шуток помогает снять напряжение, лечит от стресса. Некоторые рисунки Богорада действительно похожи на детские страшилки, но в целом выставка создает очень позитивное настроение и ощущение, что «не все так плохо». |