|
Вчера в лектории Большой Хоральной синагоги прошла встреча с самым известным джазовым критиком России Владимиром Фейертагом. Тема встречи была заявлена как «Евреи и Джаз». Что такое джаз и что такое евреи?
Когда фразу «Джаз — это форма свободы» произносит Фейертаг, человек-легенда советского и российского джаза, это не звучит избито или высокопарно. Всего лишь констатация простого факта: есть искусство более свободное, нежели остальные «свободные искусства». Чарли Паркер и Бенни Гудмен пробили своими «дудками» в железном занавесе не меньшую дыру, чем иные диссиденты своими голодовками. Отметим в скобках — и |
среди джазменов, и среди диссидентов было и есть много евреев. Автор единственной на русском языке энциклопедии современного джаза («Джаз. ХХ век», 2001) комментирует это так: «Музыканты и композиторы-евреи в джазе по численному составу находятся на третьем месте. Первое делят англосаксы и афроамериканцы, второе занимают итальянцы, а на третьем — мы» Впрочем, это совсем не важно. «Джаз интернационален по сути своей». Музыка, в которой нет дискриминации и ограничения, нашла отклик в еврейской душе. Первым джазменом, выступившим в Карнеги-холле (в зловещем 1938 году), был кларнетист Бенни Гудмен, король довоенного джаза, мальчик из еврейского квартала, бегавший тайком слушать игру негритянских музыкантов.
А есть ли специфически еврейский джаз? Ответ на этот вопрос, согласно Фейертагу, неоднозначен. Добавить в избитую тему вроде «Хавы-Нагилы» несколько тактов импровизации вокруг типовых блюзовых ходов — не значит играть еврейский джаз. Лишь сложным синтезом музыкальных традиций можно достигнуть подлинных высот и сделать настоящую Вещь. Но тогда — хотим мы или нет — она перерастает национальные рамки и становится той самой Музыкой На Все Времена, которая помогает строить и жить уже не одному поколению настоящих ценителей. Так, а-идише хит "Bei mir bist du shein" в исполнении сестер Эндрюс покорил Америку и весь мир, переведен на несколько языков (только русских версий есть как минимум три) и стал одной из визитных карточек джаза вообще. В документальном фильме, показанном Владимиром Борисовичем, под него отлично отрываются молодые чернокожие скейтеры на улицах американских городов.
Джаз – и музыка, и целая философия. Философия, которая учит быть цельным и свободным человеком, смотреть на мир с улыбкой и радоваться его многообразию. Может, оттого пожилые джазмены так похожи на пожилых хасидов. Или наоборот? |