ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Проба пера Отпилить орла для Хануки. Андрей Горин

  Проба пера     Андрей Горин    Отпилить орла для Хануки


ханукальный светильник из фондов
музея Большой Хоральной Синагоги

Откуда на ханукальных светильниках евреев России брались двуглавые орлы?
Разные ханукальные светильники мне доводилось видеть прежде. Однако никогда я не интересовался ими в межкультурном разрезе. А тут оказался на лекции Бориса Хаймовича «Ханукальный светильник и храмовая менора: символика света в еврейском искусстве». На экране появилась череда самых разных картинок, преимущественно ханукальных светильников. Интересно было наблюдать, как проявляются в искусстве различные местные традиции, ремесла и материалы.
Вот «обычный» европейский светильник в виде дерева. Вот появляется фигура Юдифи как знак победы над захватчиками. На картинках из рукописей предстает первосвященник. Зарождается каббалистическая тематика. Одни светильники большие, но затем, по мере возрастания напряженности в отношениях с окружающим населением, они уменьшаются и из стоячих становятся висячими, с разного рода маскировкой

их истинного предназначения. Ведь идея Хануки – в торжестве и победе евреев, поэтому этот праздник был не в чести у правительств разных стран. Так что светильники убирают со двора на порог, потом в дом. Но и туда могли нагрянуть недоброжелатели, и приходилось делать светильник с виду обычный. Восточные светильники украшены растительным узором, характерным для земель Халифата; на других таких светильниках крестообразный орнамент, который наверняка смутил бы европейское еврейство, а здесь ему не придается специального значения. Вот светильник из месопотамских земель, сделанный из камня, другой такой же – из керамики, хотя мудрецы рекомендовали не использовать сложных материалов, в русле запрета на духовное смешение в Торе, ставшего одним из основных принципов еврейской жизни. Прозрачные светильники напоминают историю о стеклодуве, пришедшем в местечко после погрома. Он хотел помочь в восстановлении синагоги, а материала для его искусства никак было не достать, так что до своего непосредственного служения пришлось ему и всей общине трудиться, чтобы добыть материал. Мы видим непривычно круглый светильник, подобный чаше, где только внутри есть маленькие перегородки — что делать, приходилось скрывать его ритуальный характер от властей, а так-то огни не должны идти по кругу. Под конец показывают современный «паровоз» – закрытый стеклом светильник с трубочками для тяги.
Среди прочего, были показаны слайды со светильниками из Восточной Европы XVIII–XIX веков. На вид они выглядят вполне привычно, эти традиции декоративно-прикладного ремесла хорошо знакомы. И тут взгляд цепляется за фигурки орлов, венчающих металлические изделия из Австро-Венгрии и Российской империи. Да это же имперские эмблемы! Как они оказались здесь? Борис Хаймович в свое время написал об этом целую статью [1]. Постепенно орел, издревле бывший имперским символом, обретает у евреев символику духовного господства и торжества, божественного покровительства. Оказывается, еврейские ремесленники далеко не всегда самостоятельно изготавливали фигурку орла, благо имперская символика стран окружала их в достатке. Так что запросто могли отпилить орла, будь-то Габсбургского, Белого или двуглавого с какого-нибудь сувенира, и прикрепить навершием на светильник. Говорит, евреи так могли поступить с эмблемой и в Римской империи (хотя таких светильников видеть не приходилось).
Очень интересно. Вот в чем пафос-то: орлы эти используются тем же образом, как окружавшие евреев материалы, художественные стили и ремесленные традиции. Евреи используют материальное наполнение окружающей жизни для духовного служения и наставления. Главное, чтобы то, к чему эти орлы прилаживаются, было бы живым источником, каким, например является ханукальный свет, который светит через эпохи, культуры, народы. Мысль-то привычная, а вот всякое живое ее проявление именно что «берет за живое».
Задумался…
                                                                Андрей ГОРИН
1. Хаймович Б. «Геральдический» орел в художественной культуре восточноевропейских евреев // Вестник Еврейского университета, 2000, № 3(21). С. 87-110.
ПО ТЕМЕ:
Борис Хаймович. История образов
http://judaicaru.org/mekorhaim/sohnut_36_5.html
В. А. Дымшиц. Рассуждение о еврейском искусстве. Канон и свобода творчества в традиционном искусстве евреев Восточной Европы
http://judaica.spb.ru/artcl/a9/iskvosevr_r.shtml
О чем рассказывает Хануккия (Педагогический клуб «Новая Еврейская Школа»)
http://www.ort.spb.ru/nesh/hanukka/hanukia.htm






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї