ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Директор Классической еврейской гимназии. Цеховая школа

    
Директор Классической Еврейской гимназии: 
                                              «Дети – это средневековые существа»

Цеховая школа – это место, где, наряду с общеобразовательными предметами, ученики осваивают какое-нибудь ремесло. Практика показывает: в таком учебном заведении оба цикла предметов сочетаются весьма  органично, а дети взрослеют и умнеют не в пример раньше сверстников. Вот эти принципы цеховой школы и намерен воплотить в жизнь новый директор Классической Еврейской гимназии, вот уже несколько лет существующей при еврейской общине. Только в роли ремесла будет выступать Еврейская Традиция. А еще в планах директора – в рамках отдельно взятой школы вернуть Знанию его былой престиж. Знакомьтесь: Сергей Игоревич Иванов, ученый-историк, педагог, создатель Образовательного Центра Анны Франк.

- Признаться, немного забавно это звучит: директор еврейской гимназии – Сергей Иванов… 

- Позвольте процитировать вам из Лермонтова: «Знал я одного немца по фамилии Иванов». А я – еврей Иванов. 

- Где Вы преподавали до того, как пришли в Еврейскую гимназию?
- Во многих местах. Например в Петербургском Еврейском Университете (ныне - Петербургский Институт Иудаики). Но если говорить о школах, то это еврейские и воскресные общеобразовательные школы, возникшие в начале перестройки: воскресная школа рава Кореца, дневная школа «Гешер», 224 еврейская школа… В 1996 году я начал работать в Schola Lusorum – историко-музыкальной школе смеховой культуры. Это была школа цехового типа, там имелось три образовательных цикла: общеобразовательный, музыкальный (ранняя европейская музыка на аутентичных инструментах) и уличный средневековый театр. Школа просуществовала 3 года и закрылась из-за финансовых проблем. Следующие несколько лет я преподавал в «Эпишколе» Михаила Эпштейна – это школа гуманистической направленности. В 2003 году я открыл Образовательный центр Анны Франк. Главная установка Центра – гуманный подход к ученику, ориентация на исследовательский подход…
Впрочем, тяга к еврейскому образованию у меня оставалась всегда. К 2003 году я закончил три курса вечерней ешивы, стал регулярно приходить в Синагогу. Мое мироощущение стремительно склоняется в сторону иудаизма, соблюдения еврейских традиций.  И тема еврейской школы-пансиона меня тоже очень заинтересовала. Поэтому, когда мне предложили возглавить Классическую Еврейскую гимназию, я с удовольствием согласился.

 - Каково Ваше педагогическое «кредо»?
- Из всех образовательных моделей наиболее позитивной мне представляется школа цехового типа. По моему глубокому убеждению, с точки зрения воспитательного воздействия, учить детей словами – не самый удачный вариант. Для воспитания и образования нужен гораздо более мощный рычаг. Детей необходимо обучать ремеслу, какому-то реальному делу. Хороший пример – обучение игре на средневековых инструментах в Schola Lusorum. И еще: в школе непременно должны быть традиции: своя мифология, свой флаг, гимн. Чем больше таких традиций, тем легче жить. Вообще говоря, дети – это очень средневековые существа. Они во всем любят цикличность, упорядоченность. Учитывая все это, можно добиться огромных результатов. Дети начинают «выдавать» вещи, значительно превосходящие возможности их возраста в традиционном понимании.

- Как Вы собираетесь воплощать принципы цеховой школы в Классической Еврейской гимназии?
- Так же, как и везде. Только здесь в качестве ремесла будет выступать иудаизм. Ведь еврейская традиция обладает, прежде всего, практической направленностью. Иудаизм можно осваивать как ремесло: это выработка особого типа поведения, воспитание особых нравственных качеств, освоение текстов на другом языке, обучение молитве, соблюдению заповедей… Мой идеал – это школа ремесленного типа. Дети заняты делом и при этом изучают общеобразовательные предметы. Причем никакой иерархии здесь нет: и то, и другое одинаково важно. Подобно тому, как в Schola Lusorum театр существовал на паритетных началах с общеобразовательным циклом, еврейские и общеобразовательные предметы в Классической Еврейской гимназии будут органично дополнять друг друга… До того, как я сюда пришел, между двумя циклами имелся существенный разрыв. Преподаватели еврейских и общеобразовательных дисциплин зачастую даже не были толком знакомы! Поэтому первым делом мне пришлось всех знакомить, «разворачивать лицом» друг к другу. Для большего взаимопонимания мы даже решили обучать преподавателей общеобразовательного цикла азам еврейских знаний.

-  И все-таки: возможно ли органично и равноправно сочетать преподавание общеобразовательных предметов с освоением еврейских традиций?
-  Разумеется! И здесь на помощь придут разнообразные педагогические методики: метод пакетов, тематические недели, интегрированные курсы… К примеру, мы разработали курс истории России, где курс еврейской истории интегрирован в курс истории России. В курс литературы мы включили еврейских авторов.

- А с биологией, что будете делать – не по Дарвину же преподавать?
- С самим корпусом учебных материалов по биологии проблем нет. Вопрос, опять же, только в том, под каким углом зрения все это подавать. Просто ряд спорных биологических теорий могут преподаваться не как истины в конечной инстанции, а как рабочие гипотезы.

- Вы говорите о том, что изучение еврейских традиций должно стать для учеников гимназии и их родителей престижным. А как этого добиться? 
- Путем создания так называемой «клубной мотивации». Приведу пример: в образовательном центре Анны Франк детей ориентируют на исследовательские работы. Ученики облагаются своеобразным «оброком»: нужно сдать одну исследовательскую работу в год по любому выбранному предмету. Новички поначалу крутят носом: сидеть за компьютером, корпеть – это не для меня. Но потом они видят, что остальные увлеченно собирают материал, что-то пишут вместо того, чтобы играть в «стрелялки». И это работает: раз для одноклассников это «круто», я тоже хочу стать, как они!  Вот это и называется – «клубная мотивация». Эту модель я и хотел бы воспроизвести в Еврейской Классической гимназии.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї