ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Ноев Ковчег вновь оказался на горе Арарат

 Ковчег, который построил Гринпис… 

    Гринпис: нам не жалко 12 кубометров сосны, 
    чтобы предотвратить глобальное потепление!

«И сказал Бог Ноаху: и Я вот, наведу потоп на землю, но с тобою Я установлю Мой союз, и войдешь ты в ковчег…И был потоп на земле. И остановился ковчег в седьмой месяц на горах Араратских» (Берейшит 7-8).
 
Как известно, история повторяется дважды. Получила свое второе воплощение и история Всемирного потопа. 31 мая Ноев Ковчег вновь оказался на горе Арарат. Правда, самого наводнения на сей раз не произошло. Однако новая катастрофа – извините за

Фото предоставлено российским отделом «Гринпис»
каламбур – не за горами, если только не принять должных мер. Так считает Гринпис, установивший макет ковчега на Арарате. Цель акции – накануне саммита привлечь внимание лидеров Большой Восьмерки к проблеме глобального потепления… О том, какой смысл организаторы акции вкладывают в библейскую символику, мы беседуем с руководителем пресс-службы российского «Гринписа» Евгенией Беляковой.
 
- Уверены ли Вы, что корректно используете образ Ноаха? Ведь в Торе потоп трактуется однозначно – как наказание за людские грехи, а тут – глобальное потепление...
- Так ведь наша идея как раз в этом! На нас надвигается климатическая катастрофа. Антропогенный генезис климатических изменений на планете уже доказан. Причина – выброс газов. Если люди не остановятся, то средняя температура вырастет на 2 градуса по сравнению с доиндустриальным уровнем. И тогда наступят необратимые изменения, начнется таяние льдов. Уровень мирового океана поднимется на 20 метров. Прибрежные страны будут затоплены, начнутся эпидемии. Так люди будут наказаны за свой грех – безалаберность по отношению к природе.  
 - Наказаны – как Вы думаете, кем? Богом?
- О Боге мы не говорим ничего. Есть природа, есть существующие закономерности… Катастрофа станет естественным следствием человеческих действий. Если, конечно, мы не остановимся вовремя.
- Вы кого бы взяли в Ковчег, случись, не дай Бог, второй Потоп? Активистов Гринписа?
- Представьте себе, не только! Я бы взяла все человечество! Все мы люди, все мы достойны жалости и проявления доброты.
- Кстати о жалости – а 12 кубометров сосны, израсходованных на ковчег, Гринпису не жалко?

- Ради благого дела – не жалко! Если наша акция привлечет внимание Большой Восьмерки, то можно будет сказать, что сосна израсходована не зря. К тому же, лес был закуплен в «правильном» месте и обработан с помощью «правильных» технологий. Имеется и сертификат в том, что вырубка происходила в соответствии со всеми экологическими стандартами. 


    Эксперт по еврейским источникам: 
        Борись – не борись, а глобальное потепление все равно
        наступит! А ковчег ваш и вовсе не похож…

О проблемах глобального потепления с точки зрения еврейской традиции мы беседуем с специалистом по еврейским классическим текстам, преподавателем образовательных программ «Бейт-Талмуд» р. Айзиком Рохлиным.
- Бог в Торе обещал человечеству, что Потопа больше не будет. А как насчет глобального потепления?
- Глобальное потепление как раз будет. Еврейские законоучители предвидели его еще в 13 веке. Только воспринимали они грядущие события не как катастрофу, а как провозвестие мессианской эры. Сказано в Мидрашах  (Брейшит Рабба) на основании стиха из Псалмов «Солнцу поставил Он шатер» (Теиллим 19:5), что у солнечного шара есть оболочка – скопление вод над небесным сводом. С помощью этой оболочки Бог сдерживает силу солнечного света, чтобы не спалить мир. Нахманид (13 век) в книге «Торат Аадам», ссылаясь


Изображение ковчега в Барселонской Агаде (14 век)

на Брейшит Рабба, говорит о том, что в будущем, после прихода Машиаха, Бог «извлечет солнце из оболочки» и покарает грешников – как сказано у пророка Малахи (3:19): «И спалит их тот день грядущий» – а праведников излечит… Поэтому думать надо в первую очередь о том, чтобы попасть в разряд «праведников», а не «грешников». А насчет потепления – борись, не борись, оно все равно наступит. Только будет оно не результатом человеческих действий, а исполнением пророчества о Мессианской эре.  

- А Вы заметили? Что-то климат все теплее становится…
- Это означает только одно: что близится эра Машиаха.
- Выходит, все усилия Гринписа напрасны?
- Конечно же, нет. Они делают хорошее дело. Тора предписывает человечеству бережно относиться к окружающему миру. Сказано в Торе: «Завоевывайте землю и владычествуйте над нею». Комментаторы объясняют эти слова так: «Завоевывайте» - осваивайте ее и используйте максимально разумно. «Владычествуйте» - делайте так, чтобы всем живым существам было хорошо. Иначе – «спуститесь», то есть станете хуже животных. Заботиться об окружающей среде надо. Но все-таки не следует забывать о том, что человечество было наказано Потопом вовсе не за экологические безобразия, а за запретные половые связи!
- А что скажете о самой модели ковчега?  
- На оригинал не похоже. Сюжет о Потопе все-таки родом из еврейского источника – Торы. А к нему имеется и масса комментариев… Вряд ли волонтеры Гринписа, в процессе строительства сверялись с еврейскими источниками. А зря – иначе бы они не допустили в своей модели столько недочетов!  
- Вы имеете в виду пропорции?
- И это тоже: у Гринписа это 10 метров в длину, 4 в ширину и 4 в высоту. А в Торе сказано: 300 локтей на 50 на 30. Кстати говоря, в пропорциях, данных в Торе, есть глубокое символическое значение: если взять числовое значение соответствующих им букв еврейского алфавита, получается та же гиматрия, что и у слова «Шалом». Наши мудрецы учат, что Ковчег был прототипом нашего мира, который в еврейских источниках называется «Шалом» - в отличие от допотопного мира, именуемого «Олам». Различие между этими двумя мирами, или образами существования, - в степени близости к живой природе. В допотопном мире люди были тесно связаны с животными, что, в частности, нашло свое выражение и в запретных половых связях, ставших причиной бедствия. А после Потопа люди были резко отграничены от животных – это видно и из конструкции Ковчега, где они жили на разных этажах. Вспомним также, что именно после Потопа Бог разрешил людям есть мясо – при допотопной близости между людьми и животным миром это было невозможно. 
- Вернемся к Ковчегу. Что еще вызывает Ваши нарекания?
- Внешняя форма. Согласно комментариям, ковчег представлял собой четырехгранную, усеченную в верхней части пирамиду. Это была трехэтажная конструкция, как сказано: «С нижними, вторыми и третьими жилищами сделай его». Нижний этаж предназначался для припасов, средний – для животных, верхний – для людей. Никаких окошек в ковчеге, конечно же, не было. Свет проникал сквозь верхнее отверстие («Сделай отверстие в ковчеге и в локоть сведи его кверху»). Оно было прикрыто прозрачным драгоценным камнем, изготовленным из того же материала, что и скрижали Моисея. Днем этот камень пропускал через себя солнечный свет, ночью начинал светиться сам. И еще: у Гринписа Ковчег внешне смахивает на корабль, то есть плавающую конструкцию, управляемую человеком. Но вся идея Ковчега в том, что он не зависит от воли людей, а перемещается по воле Бога, туда, куда Он пошлет.
А если серьезно, то все эти просчеты простительны. Ведь даже в еврейских рукописях Ковчег нередко изображался в виде корабля. Видимо, работал стереотип: раз плавает – значит, корабль. В качестве примера могу привести иллюстрацию в Золотой Агаде (14 век).






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї