объединениями. В конференции приняли участие представители правительственных структур, а также различных конфессий Санкт-Петербурга. Представителем петер-бургской еврейской религиозной общины выступил Председатель СПЕРО М.Д. Грубарг. По мотивам и итогам конференции мы решили взять у Марка Давыдовича небольшое интервью.
- Марк Давыдович, какие, на Ваш взгляд, общественные тенденции и процессы отражает сам факт проведения подобной конференции?
- Я полагаю, что наше государство находится в поисках национальной идеи, которая объединила бы людей, сообщила бы им чувство гордости за нацию, ощущение собственной неповторимой миссии. И здесь огромные надежды возгалаются на традиционные конфессии. Если взглянуть на этот вопрос с точки зрения исторической перспективы, можно сказать, что в советские времена роль такой сплачивающей идеи играла коммунистическая идеология, которая во многом была построена на религиозных идеалах, или, вернее сказать, эти идеалы эксплуатировала. Но в перестроечные годы эта идеология рухнула, начала возрождаться религиозная активность. Разумеется, само по себе это было позитивным явлением, но оно несло в себе и определенные отрицательные моменты: началось разобщение людей по религиозному и национальному признаку. Сегодня, стремясь преодолеть эту разобщенность, государство ищет пути объединения своих граждан вокруг универсальных религиозных ценностей. На мой взгляд, проведенная конференция – еще один шаг на пути к практическому воплощению этого идеала.
- Знаю, что на этой конференции Вы выступили с докладом. Не могли бы Вы вкратце изложить основные тезисы вашего выступления?
- Мой доклад был посвящен истории взаимодействия еврейских общин с государством в Европе и Азии.
- Тема тянет на диссертацию!
- Да, я всегда уделял много внимания этому вопросу, размышлял, сопоставлял, анализировал. Можно сказать, что во все времена отличительной чертой еврейских общин являлась их лояльность по отношению к государству. В талмудическом трактате «Пиркей Авот», излагающем основы еврейской этики, об этом сказано достаточно ясно: «Молись о благополучии власти – ведь если бы не она, люди глотали бы друг друга живьем». С другой стороны, в иудаизме государство и правители не никогда не обожествлялись. Власть предержащие воспринимались как люди, которым по воле Божьей доверено упорядочивать земную жизнь общества. Поэтому не считалось чем-то запрещенным или зазорным высказывать критику в адрес властей, пытаться «достучаться» до них, добиться правды. Не буду излагать содержание всего доклада, остановлюьсь лишь на одном моменте: жизни евреев в России. Именно в России, несмотря на сословное устройство государства, евреям впервые в истории были даны избирательные права. И еще: отличие от еврейского населения многих европейских стран, евреи в России никогда не подвергались глобальным гонениям.
- Затрагивали ли Вы в своем докладе тенденции новейшей истории еврейской общины Петербурга? - Да, об этом я тоже говорил. В постперестроечные времена у еврейской общины появился огромный потенциал для всестороннего развития, и не в последнюю очередь это произошло благодаря политике властей. Можно без натяжки назвать нынешние времена «Золотым веком» в истории петербургских евреев.
- Вернемся к вопросу о национальной идее. Если важным фактором ее формирования видится религия, то какая же роль отводится в этом процессе религиозным деятелям и лидерам? - Мне это видится так: государство ожидает, что религиозные деятели возьмут на себя роль морального авторитета в обществе.
- А готовы ли религиозные деятели принять на себя эту миссию? - К сожалению, не всегда. Зачастую они предпочитают заниматься внутренними делами своей конфессии, не желают вмешиваться в общественные процессы, реагировать на острые и болезненные вопросы. - Чего, на Ваш взгляд, не хватает в организации взаимодействия государства и конфессий? - Одна из проблем видится мне вот в чем. Все конфессии осуществляют свою деятельность на пожертвования. Но, к сожалению, пока что у нас нет законодательного обеспечения института благотворительности. Я имею в виду прежде всего налоговые льготы для жертвователей. Если соответствующие законы будут приняты, конфессии получат мощный импульс для развития, а у представителей деловых кругов появится больше возможностей проявить добрую волю и поддержать духовное начало в своем государстве. |