Уже совсем близко Шавуот, праздник дарования Торы. Любопытно, что заповедей актуальных в этот праздник, раз-два, и обчелся. Ни в какое сравнение с Песахом не идет. Зато в Шавуот, в отличие от других праздников, полагается половину времени обязательно посвятить себе любимому. В Талмуде это сформулировано так: «Все мудрецы согласны, что в Шавуот требуется посвятить половину Вс-вышнему, а другую половину предоставить себе». О чем здесь идет речь, и в чем должно выразиться это вот «себе»?
Рамбам (Маймонид) пишет следующее: это предписание касается именно дня праздника, а не предшествующей ему ночи. Этот день необходимо разделить на две равные половины, одна из которых будет посвящена учебе и молитвам, а вторая – трапезам.
Древние не очень-то приветствовали сон в дневное время. Шульхан Арух пишет, что только если голова болит, можно поспать малость и днем. Вот и выходит, что единственное доступное удовольствие для еврея в праздник, кроме, быть может, прогулок, – это еда. Таким образом, Тора требует молиться и кушать, кушать и молиться, и так весь день праздника Шавуот. Причем на молитву Рамбам требует встать рано, а то останется слишком мало времени для «себя».
Вот такое понимание заповеди радоваться в праздник – через сочетание плотского и духовного. И именно в Шавуот, праздник дарования Торы, важно указать, как правильно по этой самой Торе жить. Это великая еврейская «тайна»: вся Тора призвана освятить материальное и будничное; нужно не бежать от материального, а, находясь внутри него, возвышать себя и все, что вокруг.
Будничное, не святое, на языке Торы называется «холь». Этим же словом назван песок. Какая связь между столь разными вещами? Будни – как песок: нагреешь, будут горячими, не нагреешь – будут холодными. А Суббота дает толчок к тому, чтобы «согреть» будни. В таком сочетании предельно возвышенного и самого что ни на есть материального и заключается главный еврейский секрет. Нам становится худо, если мы делаем акцент только на чем-то одном.
В трактате Талмуда «Киддушин» написано, что Всевышний поразил наш народ ужасной болезнью, но прежде дал нам лекарство от нее. Болезнь – это «йецер а-ра», склонность ко всему материальному, к занятости вне Служения, а лекарство от этой болезни – Тора. И с тех пор в нашей душе сосуществуют склонность отдаться тому, что зримо, осязаемо, ощущаемо – и желание отринуть это как заведомо лживое, фейк, фата-моргана. И одно не может полностью подавить другое. Потому что именно в этом противостоянии и заключается суть Служения.
«А теперь вернитесь в ваши шатры» – велит Творец после Синайского откровения. Непонятно: а куда же еще им возвращаться? Конечно, туда и пойдут! Я слышал красивое объяснение: Вс-вышний повелел евреям вернуться к уровню, где есть место и быту. Акт дарования Торы, акт божественного откровения – это не на каждый день, а каждый день нужно искать Творца в самом что ни на есть будничном. И находить.
|