Нас, европейцев, деревья окружают повсюду. Они – часть ландшафта, мы давно привыкли к ним. Древние не имели такого мощного информационного канала, какой имеем мы благодаря интернету, телевидению и пр., и поэтому уделяли больше внимания окружающему миру. Они не проходили мимо, а задумывались: для чего Б-г создал этих исполинов с зеленой кроной? Порой, у определенных народов, восхищение деревьями доходило до поклонения. В Торе не раз упоминаются так называемые «кумирные деревья», которые Вс-вышний запрещает даже высаживать, не говоря уж о поклонении им.
Согласно Торе, изначально Творец желал, чтобы деревья сами были съедобными и имели вкус собственных плодов. «И сказал Б-г: да покроется растительностью земля – травой семяносной и деревьями-плодами, приносящими плод…» (Брейшит 1:11) Земля «не послушалась» этого повеления и произрастила деревья в привычном нам виде, но это уже другая история.
Далее: единственный запрет, который был дан человеку, состоял именно в том, чтобы не отведать от Дерева. Не от какого-либо овоща, не от манны небесной, не воды из какого-то определенного ручья, а вот именно от дерева. И совершив грех, Адам спрятался от Всевышнего не где-нибудь, а в дереве. Согласитесь, вряд ли Тора имеет в виду банальное дупло.
На самом деле, речь идет о частном случае глобального для еврейского мировоззрения правила. Правило это таково: божественное волеизъявление не может быть понимаемо нами, людьми, непосредственно. Как неспособна домохозяйка вникнуть в дружескую беседу двух программистов. Требуется «переводчик». Одним из таких переводчиков и выступает материальный мир. Каждая вещь в мире является неким посланием свыше.
А деревья? Все эти многие миллиарды деревьев в мире, какую весть они несут нам?
Кроме общеизвестного запрета не есть от древа Добра и Зла, Б-г дал Адаму еще одно задание: возделывать и беречь райский сад. Зачем превращать совершеннейшего из людей в садовода? Кабалисты объясняют это так: деревья – материальное олицетворение воли Творца, заключающейся в том, чтобы люди постигали созданный Им мир. Как дождь, впитывали бы мудрость. И, подобно деревьям, росли бы до самых небес.
Не с лейкой Адам должен был ходить, а заниматься познанием высших миров. Не яблочко ему было запрещено надкусить, а проникать в те области знания, что вредят чистоте помыслов и святости намерений! И не в дупле он скрывался от всевидящего ока Творца, а углубился в постижение мудрости, чтобы показать, что грех его был ошибкой, а сам же он, душой и телом, – жаждет Знания, чтобы служить Б-гу как можно лучше.
Процесс познания – труден, тернист. По каким-то, неведомым нам, соображениям, деревья не остались съедобными, процесс постижения не стал легким, как дыхание. Но он важен, как кислород, для роста человека. И чем ветвистее корни древа познания каждого, тем великолепней крона его знаний.
|