ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

«Он не отрывался от книги даже ради премьер-министра»

«Он не отрывался от книги даже ради премьер-министра»
На 94-м году жизни ушел из жизни великий раввин и законоучитель, лидер партии «Шас» Овадья Йосеф. Об этом выдающемся духовном лидере еврейского народа мы беседуем с петербургским раввином Цви Пинским

- Рав Цви, хотелось бы услышать от Вас как раввина оценку того, чем был для нашего поколения р. Овадья Йосеф.
- Прежде всего, уход из жизни р. Овадьи – огромная, невосполнимая потеря для всего еврейского народа, для сефардских евреев, для людей, живущих по Галахе. Рав Овадья Йосеф был для сефардского еврейства одним из величайших галахических авторитетов нашего времени, а, может быть, и нескольких поколений. Его галахические решения охватывают весь спектр еврейской жизни – от наиболее бытовых и повседневных моментов, таких, как законы молитвы и миньяна, до самых сложных проблем – таких, как законы агуна («соломенной вдовы» – речь идет о страшной с точки зрения иудаизма ситуации, когда муж женщины пропал без вести, и она не может вторично выйти замуж, не получив подтверждения его смерти).
Галахическая деятельность р. Овадьи Йосефа охватывает период в 70 лет! Уже в двадцать с небольшим он прославился как выдающийся и одаренный знаток Закона.

- Что можно сказать о нем как о личности?
- У него была феноменальная память. Он помнил буквально все. Десять тысяч книг – Талмуд, галахическая литература – лежали у него в голове, как в ячейках компьютера. И еще один характерный момент: он никогда не поднимал глаза от книг. Все 93 года жизни он сидел над книгами – с утра до вечера, в буквальном смысле этого слова. Он был полностью углублен в изучение. Однажды к нему в кабинет зашел премьер-министр – р. Овадья Йосеф этого даже не заметил, так был занят Торой!

- Был ли у р.Овадьи Йосефа свой особый метод выведения галахических решений?
- Можно ли взять и описать в трех словах метод великого художника или ученого, изменившего мир? Все, что бы мы ни сказали на эту тему, будет слишком упрощенно и узко. Могу разве что остановиться на двух-трех примерах. Прежде чем вынести вердикт, р. Овадья приводил сотни ссылок на уже имевшиеся прецеденты в той или иной области. В своих решениях он опирался на систему «Бет Йосеф», которой уже 500 лет. Он считал, что сефарды должны жить и соблюдать заповеди именно по этой системе. И здесь он вступал в полемику с другими видными сефардскими раввинистическими авторитетами. К примеру, рав Мордехай Элиягу, занявший должность главного сефардского раввина после р. Овадьи Йосефа, придерживался более «молодой» системы Йосефа-Хаима из Багдада (Бен-иш Хай), жившего в 19 веке.

- Р. Овадью Йосефа многие считают человеком крайних взглядов…
Действительно, в сфере политической жизни он приобрел имидж человека бескомпромиссного и жесткого. Выражал свои взгляды он часто в острой, категорической форме. Однако там, где дело касалось галахических вопросов, он в первую очередь видел перед собой живого человека, индивидуума. Он принял эфиопских евреев как евреев – при том, что многие авторитеты были против. Он всегда искал возможности «подойти» к людям, отнестись по-человечески. Несколько лет назад Хизбалла потребовала обменять двух солдат, о которых даже не было известно, живы ли они, на 400 террористов! И р. Овадья Йосеф выступил за эту сделку. Его аргументация была такова: один из этих солдат женат, и, если мы не выполним требования Хизбаллы, в еврейском народе появится еще одна агуна! Это решение вызвало бурю полемики. Но в этом и заключался подход р. Овадьи Йосефа! Безусловно, р.Овадья Йосеф был смелый посек (авторитет в области Галахи).

- Такой вот раввин-правозащитник?
- В его решениях нет пафоса защиты прав человека. Просто так он понимал Галаху. Он видел все сквозь призму Галахи: «нельзя – значит нельзя!». И это «нельзя» он умел заявить громко и мощно – так, что СМИ нередко его обвиняли в вульгарности и «уличности» выражений. Но, с другой стороны, вынося решение, р. Овадья Йосеф руководствовался талмудическим принципом: «Коха гетейра адиф» – «Сила разрешения лучше». То есть, если есть малейший выбор – запретить или облегчить, лучше выбрать более мягкий вариант. Опять же: это не либерализм. Р. Овадью Йосефа трудно назвать либеральным человеком. Это то, как он понимал принципы Галахи.

- Есть ли среди современников р. Овадьи Йосефа галахические авторитеты, сопоставимые с ним по масштабу?
- Безусловно. К примеру, р. Шломо-Залман Ойербах – его галахические решения считаются непререкаемыми. Но все эти раввины занимались чистой Галахой. Р. Овадья Йосеф же был личностью лидерского склада – настоящий флагман иудаизма, игравший огромную роль в политической жизни Израиля. Он возглавил целую партию, целью которой было – поднять дух сефардов и вернуть их на пути Торы. И под его руководством эта работа была сделана.

- Как р. Йосеф относился к хабаду? Как хабад относился к р. Йосефу?
- Р. Овадья Йосеф не был хабадником. Он, по сути, не вписывался в рамки какого-то движения, сохраняя самостоятельность в мыслях и взглядах. Он не занимался Каббалой и хасидизмом – его интересовала только Галаха. Однако известно, что р. Овадья Йосеф очень уважал Любавического Ребе, неоднократно писал ему. Ребе тоже уважал р. Овадью Йосефа. Однажды Ребе сослался на него в Ликутей Сихот и, увидев, что редактор по какой-то причине убрал эту ссылку, распорядился остановить выпуск книги и издать ее заново.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї