- Давайте попробуем разобраться.
Первое соображение. С точки зрения бизнес-подхода, доля в Будущем мире– это фьючерс, продажа некоей будущей гарантии; того, чего пока еще нет. По Галахе, заключить такую сделку довольно проблематично. В Талмуде есть принцип: «Эйн адам макнэ давар шело ба лэолам» – «Нельзя продавать вещь, которая еще не пришла в мир». Конечно, тут могут быть исключения или особые условия; на эту тему в Талмуде велись оживленные споры. Предположим, нельзя продать еще не выросшую финиковую пальму. Но если пальма уже имеется в вашем саду и вы с большой уверенностью ожидаете хороший урожай фиников на следующий год, то, по некоторым мнениям, такая сделка возможна. Тем более что вы продаете не сами финики, а право на них. Однако в том, что касается доли в будущем мире, никакой уверенности быть не может… особенно учитывая, что этот парень называет себя атеистом!
Второе соображение. Долю в Будущем мире нельзя рассматривать как собственность. Вот представьте себе: может ли ветеран войны продать звание героя? Конечно, сам орден продать можно. Но не звание! Будущий мир – это награда за работу в этом мире, а не кусок недвижимости.
И, наконец, третье соображение. Этот парень, видимо, очень плохо представляет себе, что такое Будущий мир, Олам Аба. Почему-то многие думают, что Будущий мир – это такой пансионат, посмертный дом отдыха… фантазия разыгрывается не на шутку! На самом деле, Будущий мир – это состояние, когда душа чувствует такую близость в Б-гу, какую невозможно ощутить в этом мире. Согласно философии хасидизма, Будущий мир – это отражение того, что мы сделали в этом мире. В этом мире я надеваю тфилин, но не ощущаю исходящую от него мощную Б-жественность. В Будущем мире я буду ощущать эту Б-жественность как непосредственную данность. В этом мире мы исполняем заповеди, учим Тору. Но лишь в Будущем мире мы сможем воспринять святость исполненных заповедей, изученной Торы.
Думаю, этот молодой американец обладает хорошим чувством юмора, но очень мало смыслит в иудаизме.
- А известны ли в еврейской традиции прецеденты – попытки продать долю в Будущем мире?
- В хасидизме рассказывают майсы про Бешта и других цадиков, которые заявляли, что ради исполнения мицвы в этом мире готовы уступить свою долю в Будущем мире. Уступить, но не продать! В любом случае, скорее всего, это следует воспринимать как метафору.
Расскажу на эту тему замечательную майсу.
Жил-был один бедняк. У него не было денег на приданое дочери. Не зная, что делать, он отправился к Ребе из Апты.
Ребе сказал ему:
- Первую же сделку, которую предложат тебе, – совершай!
А был у бедняка только один рубль. Как-то раз услышал он, как торговец бриллиантами расхваливает свой товар.
- Я куплю бриллиант! – воскликнул бедняк.
- Сколько дашь? – поинтересовался торговец.
- Один рубль…
- Ну, за рубль я могу тебе продать только свою долю в Будущем мире! – расхохотался торговец.
Составили договор. Пришел торговец домой и, смеясь, рассказал обо всем жене. - Что? Ты продал свою долю в Будущем мире?! – закричала в ужасе жена.
– Немедленно идем к раввину – разводиться! Я не хочу жить с человеком, у которого нет удела в Будущем мире!
Нечего делать – расстроенный торговец разыскал бедняка:
- Я отдам тебе твой рубль – верни мне контракт! – попросил он.
- Ни за что, – отрезал бедняк.
- Пожалуйста, умоляю! – воскликнул торговец.
Но бедняк был непреклонен.
Вспомнив грозные глаза своей жены, торговец решился на последний шаг:
- Я дам тебе тысячу рублей, только отдай мне договор!
«Вот и приданое для моей дочери», – подумал бедняк и с радостью согласился.
- Кто только надоумил тебя так хитро вести дела? – озадаченно спросил торговец.
- Ребе из Апта, – отвечал бедняк.
Пошла жена торговца к Ребе из Апта и спросила:
- Так сколько же все-таки стоит доля моего мужа в Будущем мире?
Ответил Ребе:
- Когда твой муж продал свою долю, она не стоила и рубля. А когда он помог еврейской невесте получить приданое, его доля выросла в цене много больше, чем на тысячу рублей!
|