ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Песах и судьбы ленинградских евреев. Исторические факты сквозь призму мацы

Виктор Амчиславский Песах и судьбы ленинградских евреев. Исторические факты сквозь призму мацы

По материалам Еврейского телеграфного агентства (JTA) за 1949 – 1971 гг.
Продолжение. Начало (20-е – 30-е гг.) читайте здесь

Отпраздновать кошерный Песах при советском тоталитаризме было труднее, чем в царскую эпоху. Верующим нередко требовались упорство, смелость и подлинное благочестие в этом святом деле. Сталин и евреи – тема безграничная, заслуживающая отдельного разговора. Но даже после отправки в иной мир всесильного вождя упрямое притеснение еврейской веры в Союзе не прекратилось, а лишь испытало некоторые метаморфозы. В ООН в мае 1959 г. был представлен доклад о положении иудаизма в СССР. Выводы оказались весьма печальными: закрывались синагоги и миньяны, разрушались мацевы (надгробия), изымались свитки Торы и даже цдака.
Приготовление мацы на Песах вызывало негодование в верхах. В 1959 г. в Харькове, Одессе, Киеве, а также в Куйбышеве и Ростове – печь мацу попросту запретили. Запрет действовал и в других городах. Аналогичные препятствия чинили и в Ленинграде, но в последний момент всё же дали маце «зеленый свет». Посетивший США первый секретарь ленинградского обкома Фрол Козлов заявил, что это было его личным разрешением, данным раввину Абраму Лубанову. (В скобках отметим, что Ф. Р. Козлов на самом деле был не только образцовым антисемитом, но и одним из авторов расстрела рабочих в Новочеркасске в 1962 г.).
В 1960 г. в Союз прибыл один из лидеров французского еврейства, глава Общества «Франция – СССР» Андрэ Блюмель. В ходе визита Блюмель отметил то, насколько глубоко укоренился страх в сознании евреев, переживших мрачную кампанию поздних сталинских лет 1948 – 1953 гг. Проявлять «национальное» они просто не решались, боясь вызвать новую волну преследований. Всё же плоды «оттепели» понемногу оживляли культурную жизнь. Вопреки трагическим урокам прошлого, в еврейских кругах сохранилась тяга к национальным праздникам, к родному языку, к идишскому театру и т. д. Песах и маца были частью этого сохраненного народного мира.

Евреи Москвы возносят пасхальные молитвы в честь Голды Меерсон, государства Израиль и Сталина
Москва, 17 апреля 1949 г. (JTA):


Главный раввин Москвы (1943 - 1957) Шломо Шлифер принимает раввинов из США. 1950-е гг.

Главный раввин советской столицы Шлойме Шлифер вознес молитву за здоровье и процветание Голды Меерсон, уходящей с должности посла Израиля. Служба проходила в Большой хоральной синагоге Москвы во время пасхального Седера. Рав Шлифер помолился и за 1-го председателя Совмина Иосифа Сталина и Советский Союз.
Госпожа Меерсон, которая вскоре покинет Москву и вступит в должность Министра труда и социального обеспечения Израиля, посетила Седер в сопровождении нескольких членов израильской дипломатической миссии. После праздничной трапезы Меерсон направилась в Ленинград, где провела два дня. Её сопровождал полковник израильской армии Йоханан Ратнер.

Комментарий: А что еще оставалось делать советским официальным евреям? Приходилось и главного балабуста вспоминать в своих молениях, и Голду Меир вместе с новорожденным государством Израиль чествовать. Заметьте, в телеграфных молниях 1949 г. она фигурирует под фамилией мужа. Новость о создании Израиля вызвала в среде советских евреев взрыв радости и ликования. Толпы евреев, окрыленных чудесным известием, приветствовали посла своей возрожденной


Голда Меир в толпе московских евреев. 1948 г.

прародины, что в свою очередь вызвало гневный припадок у отца народов. Меир пыталась использовать восторженные произраильские настроения советского еврейства и вынудить руководство СССР разрешить выезд евреев в Израиль. Однако это вызвало противоположный эффект. Её миссия в СССР не увенчалась весомыми успехами, но оставленный в сердцах евреев след был поистине глубоким: отныне еврейские взоры были прикованы к судьбе молодой и далекой страны. 

Скрипач Ашкенази, маца и таинственный цензор
Тель-Авив, 22 апреля 1962 г. (JTA):

В Москве завершился второй Международный конкурсе имени П. И. Чайковского. Шмуэль Ашкенази, молодой израильский музыкант, занял второе место по классу скрипки. Несмотря на почтительное


Скрипач Ш. Ашкенази (Израиль).
2000-е гг.

отношение советской стороны к гостю из Израиля, телефонный разговор Ш. Ашкенази, как недавно стало известно, был прерван незримым цензором в тот момент, когда собеседники затронули проблему … мацы.
Этот случай придала огласке израильская газета «Маарив». Репортер издания по телефону побеседовал с Ашкенази и выяснил, что скрипач принял участие в пасхальном Седере в посольстве Израиля. Однако известно, что в этом году советские власти строго ограничили изготовление мацы, запретив выпекать ее в государственных пекарнях. Когда журналист поинтересовался у скрипача, откуда в израильском посольстве появилась маца, советский цензор прервал беседу и в трубке раздались гудки.
Позднее, репортер «Маарив» вновь позвонил Ашкенази в Москву. На этот раз беседа продолжалась непрерывно, так как вопрос о маце не упоминался. Ашкенази рассказал, что был приглашен в качестве солиста симфоническими оркестрами Москвы и Ленинграда.


Справа налево: Борис Гутников, Джон Огдон, Н.С. Хрущев, Владимир Ашкенази. Москва.1962 г.


Комментарий: О том, какие чудеса творила маца с советскими цензорами, распространяться не станем, как говорится: ноу коммент! Отметим другое. В 1962 г. первое место на конкурсе П. И. Чайковского занял другой Ашкенази – Владимир Давидович – выдающийся советский пианист. По классу скрипки Шмуэля Ашкенази обошел Борис Львович Гутников, занявший первое место. А третье место у скрипачей в 1962 г. поделили Йоко Кубо (Япония) и Нина Михайловна Бейлина (СССР). Поэтому наших читателей не должно «смущать» второе место израильского Ашкенази, ведь ему – посланнику молодой страны – приходилось соперничать со славными представителями советского еврейства.


Изготовление мацы по-прежнему запрещено во многих городах советской России
Лондон, 21 марта 1965 г. (JTA):

Вопреки недавним заявлениям о том, что все необходимое для изготовления мацы в Москве и Ленинграде готово, информированные источники в этих городах свидетельствуют, что до сих пор её производство не организовано, и каждому еврею приходится самостоятельно доставать муку, готовясь к Седеру.
Согласно сообщениям из СССР, выпекать мацу до сих пор разрешалось лишь в трех синагогальных хлебопекарнях: двух в Москве и одной в Ленинграде. Пасхальные новости, поступающие из России, противоречат заверениям советского посла в Израиле Д. С. Чувахина, утверждавшего, что выпечка мацы разрешена также в Киеве. Наши источники указывают, что в киевской синагоге, где имеется одна


Р. Иегуда-Лейб Левин – главный раввин Москвы (1957 - 1971) – оценивает кошерность мацы. 1960-е гг. Источник фото: http://visualrian.ru

хлебопекарная печь, запрещено изготавливать мацу. Не получено разрешения на производство мацы и в синагоге Риги.
Недавно советские власти продемонстрировали западным журналистам хлебопекарные печи в Москве, предназначенные для изготовления мацы, но ничего подобного репортеры не увидели в Киеве. Они выразили надежду на повсеместную отмену запрета мацы в СССР.
Между тем, стало известно о том, что Совет депутатов британских евреев созовёт конференцию еврейских организаций Англии, чтобы обсудить положение советского еврейства. Встреча состоится 8 апреля 1965 г.

Комментарий: В 1960-е годы к традиционным пасхальным тяготам, с которыми советские евреи уже свыклись, прибавились проблемы общенародные, а именно – нехватка муки. Впрочем, эта беда для коммунистической России тоже была вполне традиционной. Многие помнят длинные очереди за мукой, выраставшие перед ленинградскими магазинами в 60-е гг. Иногда пожилые питерские евреи вспоминают, как приходили в нашу синагогу с собственным кульком муки, который передавался в пекарню и там превращался в килограмм вожделенной мацы.

«Седер Свободы» в поддержку героев «Ленинградского самолётного дела»
Нью-Йорк, 14 апреля 1971 г. (JTA):

Крупнейшее в Америке общество еврейских трудящихся – «Круг рабочих людей» (Workmen’s Circle или Arbeter Ring) обратилось к правительству США с просьбой содействовать пасхальной амнистии для советских политических заключенных. Джозеф Млотек – директор образовательных программ «Круга» – заявил, что 3 апреля 1971 г. направил телеграмму американскому послу в Москве Джейкопу Биму, а её копию – в Советский отдел Госдепа США. Ответа до сих пор нет.
На днях Млотек обратился к 2 тысячам участников ежегодного «Третьего седера», устраиваемого обществом «Круг рабочих людей», и рассказал, что просил посла Бима требовать у Советов амнистировать и освободить из тюрем евреев, которые «открыто продемонстрировали своё стремление эмигрировать». В своей речи Млотек отметил: «Мы не настаиваем на массовом


Демонстрация в Питтсбурге за право
советских евреев на репатриацию. 1970-е гг.

переселении евреев, а лишь защищаем свободу, которая предполагает право каждого человека либо остаться в пределах советских границ, либо уехать, если он того пожелает как свободный гражданин».
Члены «Круга» требуют амнистии для 11 евреев-сионистов, которые попытались 15 июня 1970 г. захватить небольшой самолет в Ленинградской области и вылететь за пределы страны. В декабре 1970 г. «самолетчики» были приговорены к длительным срокам заключения за измену Родине, антисоветсткую агитацию и попытку совершить крупное хищение (угон воздушного судна). Организаторы побега – Марк Дымшиц и Эдуард Кузнецов – были приговорены к расстрелу.
Студенты из девяти кампусов Нью-Йорка организовали «Седер Исхода» в парке на Вашингтон-сквер, чтобы обратить общественное внимание на тяжелые испытания, которым подвергаются советские евреи при попытке выехать из Союза. Студенческий «Седер Исхода» вдохновлен Университетским обществом поддержки советского еврейства и Центром русского еврейства.
Комитет помощи советским евреям (Лонг-Айленд) призвал всех, кто сопереживает узникам Сиона,


Автобус «За свободу советского еврейства».
Питтсбург. 1971 г.

принять участие в специальном собрании – «девятом дне» Песаха. В этот день состоится «Седер Свободы». Он будет посвящен выражению поддержки и беспокойства за судьбу евреев СССР, арестованных по «Самолетному делу», и всех участников еврейского движения, борющихся за право совершить алию.
Координатор встречи Гарольд Эпельбаум заявил, что участие в «Седере Свободы» примут 150 еврейских и христианских лидеров, которые планируют собраться в синагоге Бней Шолом в Роквилле. Епископ острова Лонг-Айленд Джонатан Шерман подтвердил свое участие в «Седере Свободы», как и представители других вероисповеданий. В воскресенье утром демонстранты придут к воротам советской миссии в Глен-Коуве (округ Нассау, Лонг-Айленд). Ожидается выступление кантора Шломо Кольбэка.

Комментарий: Усилия многочисленных еврейских обществ и организаций Америки, часть из которых


Справа налево: Вице-президент США Дж. Буш-старший, Иосиф Менеделевич (участник «Ленинградского самолётного дела»), Авиталь Щаранская, президент США Рональд Рейган. Белый дом. 28 мая 1981 г.

целенаправленно занималась судьбой советского еврейства, не были напрасными. Пока Эдуард Кузнецов и Марк Дымшиц ожидали «высшей меры» в камере смертников – в мире росла волна протеста, всколыхнувшая все неравнодушные силы. Узников Сиона поддержали как народные массы, так и государственные лидеры – Голда Меир, Ричард Никсон... Расстрел заменили долгими годами лагерей. Вместе с евреями пострадали и нееврейские участники операции – Юрий Федоров и Алексей Мурженко. «Ленинградское самолетное дело» заставило советских руководителей ослабить эмиграционные гайки: в 70-е начался массовый Исход евреев. Песах в эти годы побуждал многих и многих участников седеров по всему миру обращать взоры к советским евреям, жаждущим Освобождения из нового рабства. «Йонтев», еврейский праздник, становился крайне символичным действом. Символичен также исторический факт: дерзкую попытку улететь из Союза предприняли именно ленинградские евреи!






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї