ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Юлии Фоерман больше нет… Воспоминания Ирены (Юлии) Огниевски

Юлии Фоерман больше нет…
Воспоминания Ирены (Юлии) Огниевски

До войны, как говорится, ничто не предвещало беды. Тихий городок Коломыя. Фабрика, где


Бабушка, дедушка и отец Ирены

производят талесы. Тишина, которую время от времени нарушает звук проезжающей телеги. Телега – это редкость: мало, кто может себе позволить такую роскошь. Свист проезжающего поезда в центре города. Крик бродячего лудильщика. Перед вечером слышны далекие звуки колокольчиков возвращающегося стада и свист пастушеской свирели. Церковные колокола костелов и церквей.

Над воротами нашего дома – вывеска: «Шимон Фоерман,


Семья Фоерманов. Довоенная фотография

лизензированный мастер-маляр». Из дома осталась у меня только конверт с адресом папы и мой маленький медальон с мозаичной крышкой. Мама привезла его из Вены, кажется, в 1935 году. Я ношу его на шее, это связь с прошлым, от которого ничего не осталось.

* * *

Я думаю: почему именно я осталась в живых? Столько раз видела смерть перед своими глазами, и она всегда обходила меня стороной. Столько семей пропало, исчезло, ничего от них


Папа и мама

не осталось, никто о них не вспомнит. А я вот жива до сих пор.

Наш дом всегда был полон людей. Ученики папы. Ученицы мамы: она была портнихой. Родственники, друзья. Казалось, этот теплый, уютный мир не рухнет никогда.

Меня как самую младшую из детей любили больше всех. А лучшим моим другом был наш единственный брат – Мундя (Эдмунд). Он был четвертым по счету ребенком и единственным мальчиком.

Я вспоминаю наших друзей и соседей. Вот дядя Зелиг, хозяин магазина красок. У них с женой


Старшая сестра Ирены и Ядвиги с мужем. 1939 г. Погибла в гетто

было шестеро детей. выжила одна дочь… Йосей Гунер – столяр, очень набожный человек с длинной бородой. Перед тем, как убить его, немцы ее вырвали. И он сошел с ума. Помню господина Кремера – реставратора книг. Мы, дети, часто приходили к нему и смотрели, как он работает… Сколько их сгинуло, тех, кого сегодня, кроме меня, никто не помнит!..

Моя мама, в отличие от отца, получила хорошее воспитание. Она была набожной еврейкой и… германофилкой. Она рассказывала нам немецкие сказки, пела немецкие песни, которые я помню до сих пор. Старшим братьям и сестрам она рассказывала о Марлен Дитрих. В середине тридцатых она увлеклась идеями сионизма и хотела увезти всю семью в Палестину. Мама по этому поводу пошла за советом к раввину. Все знают теперь, чем все закончилось…

Рядом, недалеко от нас, находится синагога Авер-Повер Шиль, которая казалась мне вершиной красоты. На скамейке было выжжено имя деда «Мойше Фоерман» на идише.

Начало бедствий
1 сентября 1939 года началась немецко-польская война. Потоки беженцев на дорогах, воздушные налеты. На дорогах брошенные машины с записками под лобовыми стеклами: «Если у тебя есть бензин, поезжай дальше». Это – конец польской власти. Анархия. Разворовывают магазины и аптеки.

Мы переезжаем в квартиру. Папа принес газету, в которой Молотов и Гитлер пожимают друг другу руки. Помню, как мама сказала: «Мало им не покажется». Жаркое лето 1941 г. В воздухе напряжение, как перед грозой. И гроза ударила 22 июня. Российско-немецкая война.. Триумфальное шествие украинцев во главе с директором детской музыкальной школы. У него на груди желто-голубая лента.

Не знаю, зачем, но к нам начал заходить эсэсовец. Когда мама стала говорить с ним на немецком, он стал постоянным гостем. Однажды утром, когда Мундя молился, чтобы сделать маме приятное, он насильно сорвал с него тфилин и сказал:
- Евреи не умеют работать, потому что связывают себе руки.

Мама побледнела и сказала, что это наша традиция испокон веков. И что ее сын тоже так будет молиться. Немец вышел, хлопнув дверью, больше мы его не видели.

В страхе перед погромами мы переселились за город. В Коломые начались аресты представителей еврейской интеллигенции: в первую очередь, врачей и адвокатов.

Мама непреклонна: она решила праздновать еврейский новый год. Мы всей семьей пришли в синагогу. Там прихожан уже ждали немцы и полицаи. Они хватали, кого попало. Мы как-то увернулись. Тех, кого поймали, расстреляли за городом. Перед смертью они по приказу немцев сами вырыли себе могилы.

Осенью 1941 года в городе появилось гетто. Наша очередная квартира – на его границе…

Папа немного работал на немцев…

Мама была очень верующая, и всегда говорила: «Бе Юхн» («Надежда в нем»). Только живя в Израиле, я поняла, что значат эти слова.

Взяли жену дяди – он остался один с двухлетним мальчиком. Мальчик перестал кушать, ходил по квартире и жалостно плакал: «Мама». Не знаю, что с ним произошло. Взяли еще многих родственников…

«Решение еврейского вопроса»
Мы каким-то образом дожили до большой регистрации сентября 1942 г, когда собрали всех из трех кварталов гетто на пустой площади и провели селекцию. Папа держал за руки меня и Мундю.

В тот день я в последний раз видела маму. Она стояла ровно, с побледневшим лицом. Возвращаемся в мертвое гетто. Ранний вечер. Мы зашли в квартиру моей сестры. Никого не видно. Эхо наших шагов звучало в пустых комнатах. Я заметила приоткрытую дверь и зашла. Там лежала дочка нашего знакомого парикмахера. У меня не хватает слов, чтобы описать то, что я чувствовала, когда увидела этот детский трупик: кучерявая головка лежала отдельно. Мундя начал кричать, чтобы я туда не лезла. Мне было 11 лет. Дома пусто, тихо. Все опрокинуто, нечего забрать. Из трех отделов гетто делают один.

На незаконном положении
Из нашей семьи остались папа, брат Мундя, я и сестра Этка. Однажды Этка убежала и больше не вернулась. Мне сказали, что она у Стржельбицких. Стржельбицкие – это семья набожных католиков. С их дочерью Виолой мы учились в школе и дружили. Мы с Эткой до начала всех бедствий собирали смородину в их саду – с разрешения хозяев, конечно…

Я не упрекаю Этку: всем известен девиз «Спасайся, кто может!». Но факт есть факт…

Мы чувствуем запах гари: немцы жгут деревянные дома в гетто, чтобы всех оттуда «выкурить». С тех пор я не выношу запаха гари.

Нас вывели на площадь. Опять селекция. Нас всех вывели на площадь. Гестаповец с палкой в руке указывает: направо-налево. Каким принципом он руководствовался, я не знаю. Думаю, что никаким. Те, кто стоит слева, обречены на смерть. Мы это уже понимаем. Гестаповец тычет палкой на меня. Одна моя знакомая, вдруг резко дернула меня за руку. Я оказалась справа. В суете немец ничего не заметил…

Знакомые поляки нашли нам убежище в пустом доме: спереди там был магазин, вход в него заложили кирпичем. Выход был с обратной стороны – через дыру в чердаке, которую мы каждый раз сами закладывали кирпичами, не скрепляя их цементом, естественно… Сегодня я понять не могу, на что мы надеялись.

Господин Стржельбицкий приносил нам еду и воду…

Нас 14 человек. Полякам, организовавшим для нас это убежище, приходится платить. У нас заканчиваются доллары и драгоценности…

В июле 1943 мы узнаем, что наше убежище раскрыто. Надо бежать. Я побежала к Стржельбицким. Там я опять встретилась с моей сестрой Эткой. Так и пришла к ним – в теплом платье, в зимней обуви и с маминым медальоном, зажатом в кулаке. Помню, как на улице меня увидели женщина и девочка. Девочка сказала:

- Мама, это еврейка, давай сдадим ее в полицию.

- Пусть идет, - ответила мать…

Я плохо помню тот день. Но итог его был таков: я, Этка, папа и Мундя оказались у Стржельбицких. Господин Стржельбицкий спрятал нас с Эткой в хлеву в коробке с двойным дном. Папу и Мундю (ему тогда было уже 16) он прятать уже не мог. Они хоронились по полям.


Сестра и брат Мундя, погибшие в гетто

Когда стемнеет, они приходили к Стржельбицкому, и он им давал хлеб, молоко и воду. В конце концов, папа сам не выдержал и сдался гестапо. А Мундю немцы поймали в поезде и заставили его снять штаны… Так мне рассказали о гибели моих брата и папы.

У Стржельбицких мне дают читать библию, я учу молитвы…

Целые дни я сижу на чердаке и смотрю, не видно ли немцев. Штопаю чулки и вяжу носки. Ко мне приходит кошка Мачко, которая ко мне очень привязалась. Когда хозяин возвращается домой, она прыгает к нему на плечо и трется головой о его голову. Я читаю книги на польском, которые нашла у хозяев.

Виола – моя подруга – называет меня подкидышем. Мы с Эткой ведем какие-то пустые разговоры… Время течет медленно.

В 1943 мы сменили фамилию мы взяли фамилию Огниевские. Я теперь не Юлия, а Ирена, а сестра не Этка, а Ядвига (Ядзя).

И опять сестра стала действовать по принципу «спасайся, кто может». Она одна ушла пешком в Черновцы. А я осталась на чердаке, потому что боялась соседей и бендеровцев…

* * *

Стржельбицкие больше не могли меня прятать, и меня по их протекции взяли в пастушки сестры-монахини альбертинки. Я ходила на пастбища – места детства, куда мы ходили купаться и


Встреча после войны. Стржельбицкие, спасшие сестер, с Иреной (сзади, в центре). 1956 (?) год

загорать всей семьей. Я была уже не малышка, опекаемая тремя сестрами и братом как младшая… Помню, как они зацеловывали меня чуть не до синяков от любви…

Я пошла в школу. Некоторые меня там узнали – вспомнили, что моя подлинная фамилия Фоерман. Стали дразнить меня «Ирка-еврейка». Друзья-поляки перевели меня в другую школу… Там меня не трогали.

После победы в 1945 году Ядзя (Этка) нашла меня и взяла к себе в Черновцы. Так закончилась моя история.

От прошлого у меня остался только медальон. Юлии Фоерман больше нет. Есть только Ирена Огниевская.


Благодарим Стефана Хейновича за предоставленные материалы и перевод мемуаров Ирены Огниевской. Литературная обработка текстов: Надежда Серебренникова, Мария Конюкова. Фото и пересъемка фотографий из семейного архива Ирены: Леонид Гельфман (Иерусалим).






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї