ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Масло Хануки – «горит и не сгорает»

Масло Хануки – «горит и не сгорает»

Приближается Ханука. Историю Хануки знают все: кто не слышал о сотворенном Вс-вышнем чуде, когда в храмовой Меноре масло, рассчитанное на один день, горело целых восемь дней? В память об этом мы празднуем Хануку восемь дней.

Вам ничего не кажется здесь странным? Еврейские мудрецы давно заметили это несоответствие. И задают вопрос: почему восемь дней, а не семь? Ведь праздник установлен в память о чуде. А чудо на самом деле длилось только семь дней: в первый день масло горело обычным, естественным образом.

На протяжении веков мудрецы предпринимали немало попыток ответить на этот вопрос. Приведу лишь некоторые из этих ответов.
1. Само то, что евреям-освободителям удалось найти кувшинчик не оскверненного захватчиками масла, уже является чудом. И это чудо, в добавление к семи дням чудесного горения масла, дает нам «дополнительный» восьмой день праздника.
2. К семи дням чуда мы добавляем восьмой день в память о чудесной победе, одержанной горсткой еврейских повстанцев над сильной и вооруженной греческой армией.

Но другие комментаторы отвергают эти объяснения как несостоятельные. Ведь они добавляют к чуду с маслом новое смысловое измерение, объединяя в одном объяснении совершенно разные сущности. Для того, чтобы зажигать свечи Хануки на протяжении восьми дней, у нас должна быть другая причина – основанная именно на чуде с маслом.

Один из комментаторов предлагает другой подход: «В первый вечер зажгли Менору, масло горело всю ночь, а наутро служители Храма обнаружили, что опустевшие чашечки Меноры вновь чудесным образом наполнились маслом».

Этот ответ также не годится. Выходит, что коэны произносили благословение на масло, полученное сверхъестественным путем. Но это запрещено принципами Галахи, как сказано: «Не произносят благословение на этрог, упавший с неба».

Это затруднение разрешает Седьмой Любавический Ребе. Он говорит так: «Масло горело, но не сгорало – подобно терновому кусту, из которого Б-г явился Моше. То есть, чудо заключалось в том, что масло изменило свои сущностные качества. А значит, чудо имело место и в первый день».

В еврейской традиции зажигание свечей – это не только физическое действие, но и явление, имеющее глубокие духовные корни. И все, что имеет отношение к зажиганию свечей, имеет глубокий иносказательный смысл.

Так какой же урок мы извлекаем из объяснения Ребе?

Мы привыкли думать, что, когда мы помогаем другому человеку деньгами, у нас остается меньше средств. А если уделяем внимание ближнему, то безвозвратно тратим свое личное время.

Так ли это на самом деле?

Однажды к ребе Цемах-Цедеку обратился его ученик с вопросом: «Где мне взять время учить других? Ведь я должен учиться сам!». Ребе ответил: «Уделяя время другому, ты будешь успевать свои собственные дела во много раз быстрее!»

Об этом сказано в Мишлей: «Бедный и многомудрый встречаются; меир эйней шнейхем Ашем (свет глазам обоих дает Г-сподь)». «Многомудрый» должен учить «бедного», и тогда Вс-вышний «даст свет» обоим: выиграет не только тот, на кого потратили время, но и тот, кто это время уделил. Знающий человек получит гораздо больше знаний, чем имел до сих пор! А тот, кто жертвует свои личные средства, получит много больше, чем потратил. Много раз я сталкивался с этим на своем личном опыте. Бывает так, что приходится оказать кому-то не запланированную в бюджете общины помощь. Буквально на следующий день ко мне приходит человек и вносит незапланированное пожертвование!

«Горит и не сгорает» – нам следует усвоить этот важнейший принцип, особенно здесь, в России, где культура пожертвований и взаимной поддержки пока что недостаточно развита.

Пусть наше «масло», наш духовный и материальный потенциал «горит и не сгорает»! Хаг Ханука самеах – светлой и радостной Хануки!

С благословением,
Главный раввин С.-Петербурга М.-М. Певзнер






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї