11 ноября на 66-м году жизни скончался замечательный артист и телеведущий Илья Львович Олейников.
Его путь к славе был долгим, ничто не предвещало артистической карьеры, так как родился Илья Львович Олейников, а вернее Илья Львович Клявер, в послевоенном Кишеневе, в еврейской рабочей семье шорника и домохозяйки. После окончания вечерней школы попробовал свои силы в Кишиневском народном театре, но уже очень скоро уехал поступать в московское цирковое училище на отделение клоунады, хотя в цирке работать никогда не хотел. В Москву, в столичную творческую тусовку молодого человека тянуло неудержимо, не смущала даже поистине «клоунская» стипендия в 20 рублей, которой хватало разве что на сигареты. Скитания по Москве в поисках подработок не слишком продвинули Илью Клявера к его мечте стать известным, ещё больше отдалила ее неожиданно нагрянувшая повестка в армию, по возвращении из которой обнаружилось, что из обоймы молодой артист уже успел выпасть. Но в Москонцерт попасть ему всё же удалось. Недолго проработав там, Клявер устроился в Ленконцерт, где работал в разговорном жанре, изредка снимаясь в эпизодических ролях в кино. Назвать такую жизнь мечтой как-то не получалось, усугубляли недовольство положением более успешные коллеги, вовсю мелькавшие на голубом экране. Нужно было придумать что-то свое, оригинальное.
Мысль делать что-то в тандеме возникла у Ильи Львовича еще до приезда в Ленинград, и в партнеры он выбрал своего друга и сокурсника, Романа Казакова (Рувима Бронштейна). Дуэт «Клявер и Казаков», позже «Олейников-Казаков», даже был удостоен лауреатства на Всесоюзном конкурсе эстрады, но распался из-за смерти друга в 1986 году. Снова начались годы неопределенности и нереализованности, пока, наконец, Илья Львович не познакомился с Юрием Стояновым – человеком, который стал его судьбой на долгие годы.
Юмористическая программа «Городок», созданная ими в соавторстве, впервые вышла в эфир в 1993 году, когда все происходящее в нашей стране, было совсем не смешно, а, скорее, очень страшно. Именно в это нелегкое время «Городок» помогал народу забыть о проблемах, заставлял смеяться над тем, о чем обычно плачут. «Городок» стал отдушиной для тысяч замученных бытом и политическими передрягами людей. Вот так и получилось, что любимцем российской публики и олицетворением образа главного работяги страны стал именно Илья Львович Клявер. Время от времени можно было услышать такой диалог: «А Олейников-то еврей, говорят! И фамилия его не то Клявзер, не то Кляймер. – Какой ещё еврей, я те дам еврей! Он НАШ, русский мужик! И руки у него РАБОЧИЕ!».
Удивительно, но при такой популярности Илье Львовичу удавалось оставаться очень скромным человеком. Он редко рассказывал на публике о том, что написал мюзикл, что вышла в свет его книга мемуаров. Только сейчас многие, кто знали его лишь по «Городку», с удивлением откроют для себя Олейникова-писателя, Олейникова-композитора. К сожалению, тяжелая болезнь помешала ему осуществить всё задуманное. Быть комиком вообще очень нелегко, но в особенности тяжело, когда тебе самому плохо, а Илья Львович продолжал сниматься, даже когда потерял голос из-за курса химиотерапии. В больницу его увезли прямо со съемочной площадки. Он до последнего боролся за свою жизнь и за нашу радость. |