ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Режиссер Александр Слободской и его фильм Служка о реб Зусе

Режиссер Александр Слободской: «Если бы я познакомился с реб Зусей в молодости, моя жизнь сложилась бы иначе!»

Дззззинннь! Зрители подскакивают и судорожно озираются в поисках столь неуместно зазвеневшего телефона. Но тут же раздается бодрый и немного сердитый голос реб Зуси: «Алло!» Фильм начинается…

Герой фильма – шамес Малой Синагоги реб Зуся Гуревич. Реба Зусю знают все. По крайней


Реб Зуся Гуревич. Фото А.Слободского

мере, те, кто хотя бы иногда приходил в петербургскую Синагогу на протяжении последних двадцати с лишним лет. Это человек-символ, человек-Синагога. Преемник легендарного Аврома Абы, который, увидев реб Зусю, сказал: «Вот теперь я могу ехать!» – и уехал в Израиль. Деятельный и придирчивый, иногда грозный, полный мудрых притч и веселых прибауток, реб Зуся блестяще сыграл в фильме… самого себя! Вот он отвечает на звонки, принимает посетителей, вкручивает лампочку, чинит синагогальную скамейку, накрывает скатертью субботний стол… Герой все время в действии, в движении. Но при этом есть

и медленные, «тягучие» планы – на полминуты камера замирает, показывая нер тамид – всегда зажженные поминальные свечи… Все вместе – удивительный портрет. «Портрет человека, который полностью отдается своему делу», – так характеризует cвой фильм петербургский режиссер Александр Слободской.

Так сложилось, что короткометражную картину, снятую Слободским в 2006 году, в самой синагоге увидели лишь шесть лет спустя. Увидели – и прослезились: ведь родная и любимая Малая Синагога уже второй год закрыта на реставрацию, да и иных прихожан уже и нет на свете…


- У меня трепетные ощущения от показа фильма в Синагоге, – говорит режиссер. – Я затылком чувствовал, как зрители сопереживают происходящему на экране, как глубоко и тонко считывают весь подтекст фильма, ведь для них здесь нет загадок. Такое я вижу впервые. Ведь фильм задумывался для широкой аудитории – как раскрытие нового для них мира. Я показывал «Служку» самым разным своим знакомым. И не устаю удивляться: каждый видит свое. Для нееврейской публики это глоток экзотики. Мои знакомые восклицали: «Надо же! Рядом с Мариинским театром – такое!» И с участием



Режиссер Александр Слободской

спрашивали: «Ну что? Нашел себе реб Зуся замену?» – в конце фильма есть эпизод, где Реб Зуся сетует, что некому передать эстафету. Я стараюсь обьяснить им, что фильм – вообще не об этом. Здесь важен не сюжет, а образ героя! Православные видят в реб Зусе просветленного старца, человека высокой духовной жизни, которому открыто то, чего не понимают обычные люди. Их особенно впечатляет эпизод, когда к реб Зусе приходит русская женщина и просит совета: как быть, если во сне ей является покойная мать ее соседки.... Светские евреи смотрят этот фильм с открытым ртом – для них это открытие собственной культуры, приближение к корням.


- А как вообще возникла эта идея – сделать фильм о шамесе Малой Синагоги?
- С реб Зусей я познакомился в 2004 году, когда работал над фильмом «Намеченные к уничтожению – о судьбе ленинградских евреев в годы блокады. Этот человек произвел на меня глубокое впечатление. Мне захотелось сделать фильм-потрет. При этом я ставил перед собой и чисто художественные задачи: снять героя в тесном закрытом пространстве. Стилистически это непросто: обычно герой фильма идет, едет, находится в разных местах и ситуациях, и через это происходит раскрытие образа. Здесь же мы были ограничены стенами Малой Синагоги. В каком-то смысле это работа со «связанными руками». Сложно, но зато и интересно.

Самое удивительное, что на создание фильма о реб Зусе я получил государственный грант! Ежегодно государство выделяет определенный бюджет на неигровое кино. Я наудачу подал заявку на создание фильма в жанре «Портрет нашего современника». И очень удивился, когда моя заявка выиграла – одна из нескольких десятков! Это было приятно и неожиданно. Еврейская тема сегодня – не то чтобы табу, но до сих пор таких работ с официальной поддержкой государства было мизерное количество.

- Удивительно подходящее название – «Служка». Просто попадание в десятку. Озарение свыше?
- Первоначально я думал назвать фильм «Заботы реба Зуси». Но потом понял, что это снижает образ. И в какой-то момент в нашем разговоре с реб Зусей прозвучало слово «служка». Это для русскоязычного человека ассоциируется со служением и создает должный настрой. И я понял: это – то, что надо! Но я боялся и другой крайности. Мне было важно во всем найти верный тон. К примеру, некоторые коллеги меня упрекают в том, что в фильме – два конца. Первый – когда реб Зуся говорит: «Трудно быть евреем! Не каждый захочет надеть на себя этот хомут!» И поднимает свиток Торы. Это выглядит впечатляюще. Реб Зуся здесь величественен и даже немного напоминает Любавического Ребе. Но закончить на этой ноте – значит уйти в «плакатный» пафос. Я решил поступить «по-еврейски» и этот пафос снизить. И поэтому сделал вторую концовку – там, где реб Зуся жалуется, что не может найти себе преемника.

- Долго снимался фильм?
- С сентября, перед Рош Ашана, и до декабря. Отснял огромный материал – спасибо реб Зусе за терпение! Судите сами. Когда я обработал весь отснятый материал, в текстовом выражении получилось 100 страниц. На этапе монтажа, на выходе у меня осталось 8 страниц текста. Нужно, во-первых, «разговорить» человека – тут ты действуешь, как рыбак, подкарауливая и выуживая важные смысловые моменты. А потом следующий этап – много раз просмотреть отснятый материал, убрать лишнее, выстроить в соответствии со своим видением… Задача не из простых!

- Кроме Синагоги, этот фильм где-то демонстрировался?
- В конце апреля этого года я показывал фильм в Варшаве, на фестивале с неблагозвучным названием «Жидовская улица» (Так на польском звучит слово «еврей») (на иврите – «Рехов На Егуди»). Поляки вот уже восьмой раз проводят этот фестиваль на еврейские темы в центре города, в хороших кинотеатрах. Причем кинотеатры эти сплошь заполнены! Для показа на этом фестивале из 300 фильмов отобрали 36. Меня хлопали по плечу и говорили: «Призовое место обеспечено!» Правда, призов я так и не получил, но это и неважно. Важно, что фильм произвел впечатление. У меня разобрали все имеющиеся копии. Зрители сумели оценить этот фильм, несмотря на то, что здесь очень важна речь героя, интонация, а в Польше фильм шел с титрами.
В Петербурге «Служку» показывали в 2007 году на фестивале документальных, неигровых и короткометражных фильмов «Послание к человеку» в кинотеатре «Родина».

- Вас лично как-то изменила работа над этим фильмом?
- Общение с реб Зусей мне многое дало. Меня восхищает его открытость, человечность, «незашоренность». Удивляет его огромное терпение. Ведь к нему приходят евреи, оторванные от своих корней. Но реб Зуся понимает, что это не их вина – это их беда! Он терпеливо, внимательно все им разъясняет. Ему дан дар общения – и он его в полной мере реализует. Возможно, это чересчур высокие слова, но этот человек – пример для подражания. Если бы я познакомился с реб Зусей в юные года, когда ищешь, с кого «сделать жизнь», возможно, моя жизнь повернулась бы иначе!

- У Вас есть еще фильмы на еврейскую тему?
- Два года назад я снял фильм о евреях-партизанах, которые воевали в белорусских лесах в составе еврейских национальных партизанских отрядах. Недавно удалось снять интервью с тридцатью людьми, пережившими Холокост. Тема тяжелая. Когда я слушал их рассказы, то казалось, что мое сердце сейчас разорвется от услышанного. И я сейчас думаю, как на основе рассказов этих людей сделать документальный фильм.

О реб Зусе Гуревиче читайте
здесь

О Малой Синагоге и ее значении для петербургских евреев читайте здесь


О режиссере
Александр Ильич Слободской – член Союза Кинематографистов России, кинорежиссер, сценарист документальных и научно-популярных фильмов. Участник и призер международных и отечественных фестивалей документального кино.

В 1977 по 1982 год учился во ВГИКе на режиссерском факультете в мастерской А.М. Згуриди. После окончания института с 1982 по 1992 г. работал кинорежиссером на киностудии «Леннаучфильм». С 1993 по 2001 работал на израильском телевидении, снял несколько документальных фильмов по государственным грантам. Работал в программе «Иерушалаим» как автор, режиссер, оператор. Снял более двадцати короткометражных документальных фильмов о жизни русскоязычной общины Израиля.

С 2001 по 2005 г. работал на телеканалах «Культура» и «СТО» (Санкт- Петербург). В последнее время снимает фильмы для федерального агентства по культуре и кинематографии на студиях Москвы и Петербурга, сотрудничает с телевизионными каналами: «СТО», «Россия», «Культура».

За последние годы А.Слободским были сняты документальные фильмы о Майе Плисецкой; о


В Израиле

Татьяне Дорониной; об Александре Блоке; о выдающемся волейбольном тренере – Вячеславе Платонове; о Иосифе Бродском, об академике Жоресе Алферове; о кинорежиссере Александре Сокурове; о Кронштадском морском кадетском корпусе; о том, как создавался известный фильм по рассказам А.Чехова «Свадьба»; сериал «Город Петра Великого» – по заказу фонда Культуры им. Д. С. Лихачева.

Фильм «Служка»: отзыв петербургского зрителя
«…Я впервые узнала, что в Петербурге, практически в самом центре, есть совершенно особый мир – мир Зуси Гуревича, шамеса малого молельного зала Большой Хоральной синагоги. Казалось бы, его жизнь довольна буднична и состоит из ежедневных забот, вкручивания перегоревших лампочек, деловитых расспросов о том, чего хотят прихожане синагоги, поддержания чистоты в помещении и т.п.. И фильм «Служка» построен как неторопливый рассказ об этой самой будничной жизни, от которого почему-то нельзя оторваться, а в некоторые моменты, честное слово!, ощущаешь комок в горле, потому что через эту будничную форму проступает что-то такое по-настоящему глубокое и сильное в жизни этого человека – его миссия, его служение на этой земле, с чем я соприкасаюсь через экран»…
                                 Ольга Голикова, Институт психотерапии и консультирования "Гармония"






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї