В нашей недельной главе «Балак» рассказывается о царе Моава Балаке. Царь этот был одержим маниакальным страхом перед народом Израиля. Он понимал, что не в состоянии бороться с евреями с помощью физической силы, так как те уже победили Сихона и Ога – двух могучих царей. Балак стал выяснять, в чем секрет мощи Израиля, и пришел к заключению, что сила евреев связана с Моше-рабейну – величайшим из пророков. И решил бороться с ними тем же способом. Он обратился к нееврейскому пророку по имени Билам, которого посчитал равным Моше, и попросил его прийти и проклясть народ Израиля.
Первые же слова послания Балака к Биламу могут показаться нам странными: «Вот народ вышел из Египта; вот он покрыл, сколько видна земля, и расположился он против меня. И ныне пойди же, прокляни для меня этот народ…». Любопытно: Балак не называет этот народ по имени!
Даже когда Вс-вышний приходит к Биламу во сне и спрашивает его: «Кто эти люди с тобой?», тот цитирует слова Балака: «Вот народ вышел из Египта…» – еще раз просто «народ». Что это значит? Неужели Балак не знает имени этого народа? Но ведь еще о событиях сорокалетней давности – рассечении Красного моря – сказано: «Тогда пришли в смятение главы Эдома, сильных Моава охватила дрожь». Все знали евреев и боялись их. Фараон говорил: «Вот народ Израиля, большой и могучий». Имя «Израиль» было достаточно известно. Конечно, и слово «еврей» было всем знакомо – когда в Египте Йосеф сидел в тюрьме, все называли его «еврей». Очевидно, что Балак не называл своих врагов по имени не по незнанию, а намеренно!
Примечательно, что евреи сами переняли этот метод – не упоминать те или иные имена и явления. Например, о некоторых болезнях принято говорить «известная болезнь». Почему? Потому что заболевание это настолько ужасно, что люди не хотят даже упоминать его название. По этой же причине, рассказывая о Второй мировой войне, многие избегают употреблять слово «нацисты» и тем более стараются не упоминать имя их главаря, так же, как и имена всех других врагов Израиля. Почему? Потому что мы настолько презираем их, что не хотим, чтобы даже их имена касались наших уст.
Похожее отношение мы находим в Талмуде. Элиша бен Авуя, один из великих танаим (мудрецов Мишны), живший в период разрушения Второго Храма, отошел от иудаизма. С тех пор Талмуд называет его Ахер («другой») и, рассказывая о нем, не упоминает его имени. Кроме того, Талмуд рассказывает, что когда его ученик рабби Меир призвал Элишу бен Авуя к раскаянию, тот ответил, что слышал глас Небес: «Возвратитесь дети-отступники – кроме Ахера». Даже сам Вс-вышний назвал его «другой»!
Еще один пример – когда Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон в 5687 (1927) году сидел в сталинской тюрьме, он разговаривал с теми, кто вел допрос, только на идише, хотя прекрасно владел русским языком. Ребе вел себя так, чтобы подчеркнуть: для него эти люди не существуют!
По той же причине Балак не хотел признавать реальность, которая называется «народ Израиля», «евреи». Само название (иврим – дословно «перешедшие через реку», то есть «другие») говорит о том, что еврейский народ пользуется особой защитой и покровительством Вс-вышнего, ибо отличается от прочих народов: верит в единого Б-га и не поклоняется идолам.
А чем закончился план Балака? Да ничем! Билам пришел, чтобы проклясть народ Израиля, но не смог и вместо этого – благословил! Самые лучшие благословения, которые когда-либо получил наш народ, были произнесены именно Биламом. И не один раз, а трижды благословил он евреев! И при каждом благословении упоминал оба названия еврейского народа – «Яаков» и «Израиль».
Произнося первое пророчество, Билам говорит: «Кто исчислит прах Яакова и число произведенных Израилем?!» (Бамидбар). Кто может сосчитать число заповедей и детей, которые есть у народа Израиля? Евреи исполняют так много мицвот, что невозможно их посчитать, как нельзя посчитать пылинки.
Во втором пророчестве снова упоминаются оба имени: «Не усмотрел кривды в Яакове и не узрел нечестия в Израиле». Б-г не видит ничего плохого в народе Израиля. Это не означает, что они не делают ничего дурного. Но так же, как любящие родители не видят недостатков своих детей, так и Вс-вышний не замечает неблаговидные дела и проступки Своих первенцев.
В третьем пророчестве мы читаем известные стихи, в которых Билам вновь упоминает два названия нашего народа: «Как хороши твои шатры Яаков, твои обиталища Израиль!» (Бамидбар). Он хвалит уклад семейной жизни еврейского народа, говорит о том, насколько институт семьи был основой существования Израиля на протяжении многих поколений.
Недельная глава «Балак», говорит Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон, – это история, которая дает надежду и воодушевление всем, кто ее изучает. Это история человека, который хотел уничтожить народ Израиля, но в результате принес евреям благо. Вс-вышний не только не позволил ему нанести народу Израиля вред, но более того, благодаря тому, что Балак нанял Билама, он помог евреям получить «самые достойные благословения».
Вывод очевиден: если есть в мире силы, которые хотят причинить нам вред, не дай Б-г, то Всемогущий не только охранит нас от них, но даже сделает так, что они сами принесут благословение Израилю!
р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сейчас является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просветительской организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.
|