ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Урок по недельной главе «Балак». Благословение вместо проклятия

Благословение вместо проклятия

Урок по недельной главе «Балак» с раввином Бенционом Ласкиным

Есть много географических карт, на которых название «Израиль» не упоминается вообще или заменено словом «Палестина». Это один из современных способов некоторых политических сил игнорировать существование Израиля. Надо признать, что явление это не ново…

В нашей недельной главе «Балак» рассказывается о царе Моава Балаке. Царь этот был одержим маниакальным страхом перед народом Израиля. Он понимал, что не в состоянии бороться с евреями с помощью физической силы, так как те уже победили Сихона и Ога – двух могучих царей. Балак стал выяснять, в чем секрет мощи Израиля, и пришел к заключению, что сила евреев связана с Моше-рабейну – величайшим из пророков. И решил бороться с ними тем же способом. Он обратился к нееврейскому пророку по имени Билам, которого посчитал равным Моше, и попросил его прийти и проклясть народ Израиля.

Первые же слова послания Балака к Биламу могут показаться нам странными: «Вот народ вышел из Египта; вот он покрыл, сколько видна земля, и расположился он против меня. И ныне пойди же, прокляни для меня этот народ…». Любопытно: Балак не называет этот народ по имени!

Даже когда Вс-вышний приходит к Биламу во сне и спрашивает его: «Кто эти люди с тобой?», тот цитирует слова Балака: «Вот народ вышел из Египта…» – еще раз просто «народ». Что это значит? Неужели Балак не знает имени этого народа? Но ведь еще о событиях сорокалетней давности – рассечении Красного моря – сказано: «Тогда пришли в смятение главы Эдома, сильных Моава охватила дрожь». Все знали евреев и боялись их. Фараон говорил: «Вот народ Израиля, большой и могучий». Имя «Израиль» было достаточно известно. Конечно, и слово «еврей» было всем знакомо – когда в Египте Йосеф сидел в тюрьме, все называли его «еврей». Очевидно, что Балак не называл своих врагов по имени не по незнанию, а намеренно!

Примечательно, что евреи сами переняли этот метод – не упоминать те или иные имена и явления. Например, о некоторых болезнях принято говорить «известная болезнь». Почему? Потому что заболевание это настолько ужасно, что люди не хотят даже упоминать его название. По этой же причине, рассказывая о Второй мировой войне, многие избегают употреблять слово «нацисты» и тем более стараются не упоминать имя их главаря, так же, как и имена всех других врагов Израиля. Почему? Потому что мы настолько презираем их, что не хотим, чтобы даже их имена касались наших уст.

Похожее отношение мы находим в Талмуде. Элиша бен Авуя, один из великих танаим (мудрецов Мишны), живший в период разрушения Второго Храма, отошел от иудаизма. С тех пор Талмуд называет его Ахер («другой») и, рассказывая о нем, не упоминает его имени. Кроме того, Талмуд рассказывает, что когда его ученик рабби Меир призвал Элишу бен Авуя к раскаянию, тот ответил, что слышал глас Небес: «Возвратитесь дети-отступники – кроме Ахера». Даже сам Вс-вышний назвал его «другой»!

Еще один пример – когда Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон в 5687 (1927) году сидел в сталинской тюрьме, он разговаривал с теми, кто вел допрос, только на идише, хотя прекрасно владел русским языком. Ребе вел себя так, чтобы подчеркнуть: для него эти люди не существуют!

По той же причине Балак не хотел признавать реальность, которая называется «народ Израиля», «евреи». Само название (иврим – дословно «перешедшие через реку», то есть «другие») говорит о том, что еврейский народ пользуется особой защитой и покровительством Вс-вышнего, ибо отличается от прочих народов: верит в единого Б-га и не поклоняется идолам.

А чем закончился план Балака? Да ничем! Билам пришел, чтобы проклясть народ Израиля, но не смог и вместо этого – благословил! Самые лучшие благословения, которые когда-либо получил наш народ, были произнесены именно Биламом. И не один раз, а трижды благословил он евреев! И при каждом благословении упоминал оба названия еврейского народа – «Яаков» и «Израиль».

Произнося первое пророчество, Билам говорит: «Кто исчислит прах Яакова и число произведенных Израилем?!» (Бамидбар). Кто может сосчитать число заповедей и детей, которые есть у народа Израиля? Евреи исполняют так много мицвот, что невозможно их посчитать, как нельзя посчитать пылинки.

Во втором пророчестве снова упоминаются оба имени: «Не усмотрел кривды в Яакове и не узрел нечестия в Израиле». Б-г не видит ничего плохого в народе Израиля. Это не означает, что они не делают ничего дурного. Но так же, как любящие родители не видят недостатков своих детей, так и Вс-вышний не замечает неблаговидные дела и проступки Своих первенцев.

В третьем пророчестве мы читаем известные стихи, в которых Билам вновь упоминает два названия нашего народа: «Как хороши твои шатры Яаков, твои обиталища Израиль!» (Бамидбар). Он хвалит уклад семейной жизни еврейского народа, говорит о том, насколько институт семьи был основой существования Израиля на протяжении многих поколений.

Недельная глава «Балак», говорит Любавический Ребе Менахем-Мендел Шнеерсон, – это история, которая дает надежду и воодушевление всем, кто ее изучает. Это история человека, который хотел уничтожить народ Израиля, но в результате принес евреям благо. Вс-вышний не только не позволил ему нанести народу Израиля вред, но более того, благодаря тому, что Балак нанял Билама, он помог евреям получить «самые достойные благословения».

Вывод очевиден: если есть в мире силы, которые хотят причинить нам вред, не дай Б-г, то Всемогущий не только охранит нас от них, но даже сделает так, что они сами принесут благословение Израилю!

р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сейчас является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просветительской организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї