ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Отдались от зла

Отдались от зла
Урок Торы по недельной главе «Корах» с раввином Бенционом Ласкиным

В Талмуде рассказывается страшная история.

Известный своей скупостью еврейский богач купил на рынке самую дешевую курицу и принес жене. Птица оказалась испорченной, но, когда жена пошла выбрасывать ее, богачу не захотелось, чтобы пропадало «добро», и он предложил ей отдать куру бедному соседу. «Хотя бы сделаем какое-то благодеяние, мицву!» – благочестиво заявил он…

Голодный бедняк, удивленный появлением знатной соседки, не мог поверить своим глазам... Через час курица была съедена. Той же ночью несчастный попал в больницу. Богач, узнав об этом, поспешил навестить «ближнего». А через несколько дней стало известно о смерти бедняка.
Богач, не раздумывая, решил пойти на похороны. А вечером он уже утешал скорбящую семью... Вернувшись домой, он торжественно заявил жене: «Дорогая! А ты еще хотела выбросить куру! Посмотри, сколько заповедей мы исполнили благодаря ей: благотворительность, посещение больных, участие в похоронах и утешение скорбящих!..»

Сказали наши мудрецы: «Горе злодею и горе его соседу!» Почему злодею – ясно: потому что рано или поздно он понесет наказание за свои дела или от людского суда, или от Высшего. Но за что же страдает сосед? И что же нам делать, если мы не можем поменять ни соседа, ни место жительства? Об этом мы узнаем из сегодняшней недельной главы «Корах».

У Кораха было блестящее происхождение: его отец Ицар и отец Моше Амрам были родными братьями, так что Корах приходился двоюродным братом самому Моше.

Корах считал, что раз он столь богат и знатен, ему по праву полагаются чины и почести. Но этого-то он и не получил. Даже главой над родом Кеата, к которому принадлежали и Моше, и Корах, был поставлен не Корах, а его младший двоюродный брат Элицафан. Это глубоко задело честолюбивого богача. Кстати: а как разбогател Корах? Он безумно любил деньги. Вот Б-г и дал ему возможность найти клад, когда евреи еще находились в Египте. Был Корах человек смекалистый, оборотистый, благодаря чему и стал одним из самых богатых людей в истории.

Одиннадцать раз приведено имя Кораха в нашей недельной главе, и все одиннадцать раз с неполным написанием (без буквы «вав»). Мудрецы так объяснили его имя. Буквы «каф», «рейш», «хет» указывают на три главные качества Кораха: «кина» (зависть) – завидовал величию Моше и его авторитету среди евреев; «ромемут» (величие) – стремился к власти; «хемда» (вожделение, страсть) – страстно рвался наверх, снедаемый неимоверным тщеславием.

В трактате «Пиркей Авот» сказано: «Три человеческих качества – зависть, страсть и тщеславие – выводят человека из этого мира». Всеми этими отрицательными качествами сполна обладал Корах.

Корах верил и знал, что Тора дана евреям Б-гом. Соответственно, он должен был понимать, что Моше объявляет все законы и уставы не по собственному усмотрению, но только по велению свыше. Однако самолюбие заглушает голос разума. Поэтому Кораху казалось, что Тора-то, конечно, от Б-га, но назначения Моше делает по своим соображениям. «И собрались они против Моше и Аарона, и сказали им: ’Полно вам! Ведь вся община, все святы, и среди них Г-сподь. Отчего же возноситесь вы над собранием Г-спода?’»

Несмотря на то, что ни перед кем из бунтовщиков Моше не чувствовал ни малейшей вины, он все же пытался поговорить с Корахом. Но тот не пожелал вступать в разговор. Моше вызвал для беседы Датана и Авирама, но и те отказались прийти.

Мидраш объясняет: опровергая учение Моше, Корах и его сторонники ставили под сомнение Б-жественное происхождение Торы. Дай им волю, и последующие поколения уже не верили бы в подлинность Торы, приводя в подтверждение своей правоты такой аргумент: «Даже во времена Поколения Пустыни были люди, спорившие о Б-жественном происхождении Торы. Разве сейчас можно с точностью установить, кто был прав – Моше или Корах?»

Поэтому Моше взмолился к Вс-вышнему: «Властелин Вселенной! Я смолчал бы, если бы эти люди взбунтовались против меня или моего брата, но я не могу молчать, когда под угрозой честь Торы». Именно поэтому он и просил у Б-га покарать Кораха и его приспешников, послав им немедленную и необычную смерть.

В тот самый момент, когда Моше закончил свою молитву, Б-г, исполняя его просьбу, совершил чудо; и это чудо, столь же яркое, как само сотворение мира, показало, что Корах и его сторонники – лжецы.

Разверзлась земля в том месте, где стояли шатры Кораха, Датана и Авирама, и от злодеев не осталось и следа: их поглотила бездна. Выполняя просьбу Моше, Вс-вышний открыл в земной глубине врата Ада и живыми отправил туда нечестивцев.

Разложение тела человека после смерти искупает его грехи. Но этих грешников живыми поглотила бездна, ибо они не заслужили даруемого смертью искупления. Они отрицали истинность Торы, и Моше хотел убедить остальных евреев, что эти нечестивцы стали на преступный путь и требования их совершенно безосновательны.

Пока они падали, все слышали их громкие возгласы: «Б-г свят, и суждения Его истинны! Слова Его слуги Моше правильны! Мы – нечестивцы, потому что восстали против них».

Бунтовщик Корах происходил из рода Кеата, сына Леви. Известно, что род этот располагался станом по соседству с коленом Реувена. Датан и Авирам, оба реувениты, жили бок о бок с зачинщиками бунта из потомков Кеата. Не убереглись соседи от плохого влияния, пошли за Корахом! И пострадали вместе с ним. Любавический Ребе подчеркивает, что плохое влияние Кораха распространилось только на 250 человек из этого колена. А около стана Моше и Арона расположились три колена: Иегуда, Иссахар и Звулун. Все они пошли по праведному пути Торы и славились своими мудрецами. Очевидно, что влияние доброго соседа оказалось намного сильнее, чем злого. Это объясняется тем, что внутренняя суть человека – добро. Иногда оно глубоко скрыто, но в момент положительного влияния раскрывается. Зло же влияет поверхностно – только на наши действия, но не на внутреннюю суть. И все же: как избежать этого злого влияния?

Есть в иудаизме запрет употреблять в пищу кровь животных. Для этого используют соль, которая очищает мясо от крови. Спрашивается: чем помогает высаливание мяса, если, находясь в миске, оно вновь может впитать вышедшую из него же кровь? Согласно правилу Галахи, во время выделения крови мясо не может впитывать ничего извне. Отсюда и ответ на наш вопрос о злом влиянии соседа. Во время распространения добра зло не имеет на нас влияния, не способно проникнуть в наши души. Добро сильнее зла. Как говорит еврейская пословица: «Немного света изгоняет много темноты».

Дорогие друзья! Мы должны создавать позитивный настрой, активно творить добро, приближаться к Торе и заповедям и таким образом отдаляться от зла!

Гут шабес! Благополучия вам!

р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сейчас является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке. Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просветительской организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї