ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Не будем пиарить зло!

 Не будем пиарить зло!

 Урок по недельной главе Торы «Итро» с раввином Бенционом Ласкиным

«Отдались от зла и твори добро», – гласит стих из Тегилим. Попробуем понять, почему так важно правильно расставить акценты в этом выражении.

Одну шуточную историю очень любят рассказывать студентам психологических факультетов. Однажды некий алхимик научился получать золото из менее ценных металлов. К нему пришел богач, прознавший об этом открытии, и предложил щедрое вознаграждение. Алхимик соблазнился впечатляющей суммой и согласился, но предупредил богача о том, чтобы во время изготовления золота тот ни в коем случае не думал о слонах, и отдал ему рецепт, неоднократно напутствовав: «Не думай о слонах! Не думай о слонах! Не думай о слонах!». Умник-богач быстренько купил все ингредиенты и помчался домой. Но, начав работу над золотом, уже не мог думать ни о чем, кроме слонов...

Физики говорят: «Сила действия равна силе противодействия». С этим утверждением, по всей видимости, согласны и психологи из Оксфордского университета. Они провели серию исследований, доказавших, что реклама против курения вызывает у курильщиков диаметрально противоположный эффект. Устрашающие плакаты, наклейки и видео подсознательно лишь напоминают курильщику о том, что ему нужно срочно закурить. В результате из двух многократно повторенных слов «не кури» в голове курильщика откладывается только одно:«кури!» Так что, как говорят маркетологи: «Антиреклама – тоже реклама!»

Самое интересное: то, на что оксфордские ученые потратили многие годы и огромный бюджет (около 7 миллионов долларов), было известно еврейской традиции на протяжении веков и обсуждалось многими поколениями мудрецов. Более того, этот вопрос был главной темой баталий между хасидскими раввинами и представителями движения «Мусар». Последние известны своим повышенным вниманием к вопросу «отдаления от зла». Хасидизм же, наоборот,гораздо больше сосредоточен на теме творения добра. Для этого, надо сказать, есть веские основания. Точно так же, как реклама, постоянно твердящая о вреде курения, побуждает курильщиков взяться за сигарету, – неоднократные лекции, например, о том, как запрещено одеваться или как нельзя себя вести согласно канонам иудаизма, побуждают евреев задуматься об альтернативе. А, следовательно, в какой-то мере поощряют дурное начало.

Как подмечает Любавический Ребе, «Работа, постоянно ведущаяся по линии ‘отдаления от зла’, в определенной степени способствует злу!» И мы не можем с ним не согласиться! Хасиды потому и спорили с приверженцами движения Мусар, что вместо того, чтобы говорить об «Агават Исраэль» (Любовь к евреям), те концентрировались на злословии, грехе и рассуждали более всего о том, что «нельзя» и «плохо».

Говоря о хасидизме, нельзя не упомянуть о главных ценностях, которые он в себе несет. Духовность, забота, доброта – это то, что должно откладываться в голове каждого человека во имя любви к ближним и Вс-вышнему. Хасидизм настаивает на том, что эти положительные эмоции и чувства не оставляют места для плохих мыслей и йецергара (злого начала), которые, как нам хорошо известно, имеют свойство материализоваться в недобрых поступках.

Хасидизм проникнут этой моралью, но отнюдь не является ее родоначальником. Истоки такой «позитивной» жизненной философии обнаруживаются гораздо раньше. Собственно, об этом мы читаем в Торе, в нашей сегодняшней главе «Итро». Более того, в самих Десяти заповедях! В тех самых 620 буквах, которые так хорошо знакомы каждому из нас.

Интересно, что в Десяти заповедях количество букв, посвященных «отдалению от зла», почти в шесть раз меньше, нежели букв, посвященных «творению добра». Заповеди, говорящие о том, чего нельзя делать, крайне коротки, а пояснений к большинству из них и вовсе нет: «Не укради», «Не убий» и так далее. Если же посмотреть на те заповеди, которые говорят о творении добра, то мы увидим, что они сформулированы гораздо более пространно: «Я –Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египетской»; «Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в седьмой день. Потому благословил Г-сподь день субботний и освятил его», и так далее. В конечном счете, Тора учит нас, что распространяться на темы зла не стоит, «запрещающие» заповеди нужно просто запомнить раз и навсегда.

Основатель хасидизма Баал Шем Тов в корне перевернул общепринятый подход, согласно которому сначала приводятся запреты, и лишь затем открывается путь к творению добра. И в этом, пожалуй, главное его достижение! Согласно учению Баал Шем Това, в эпоху перед приходом Машиаха надо начинать сразу с добра. Если человека наставить на этот путь, то он автоматически отдалится от зла, поскольку пойдет совсем по иной тропе. Источник для такого вдохновляющего подхода один – Тора. Вс-вышний не зря даже в заповедях начинает с «творения добра».

Напоследок хочется добавить, что в наш суровый век бесценным даром является умение творить добрые дела. С их помощью мы рассеиваем тьму. Так и только так мы можем оставить свой след в истории нашего народа. Предыдущий Любавический Ребе говорил: «Тьму не разгоняют палкой. Достаточно зажечь самый маленький огонек, и тьма исчезнет сама!».

Гут шабес, дорогие друзья!
Раввин Бенцион Ласкин

Р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сегодня является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просвятительной организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї