Илья Васильев на встрече с Председателем С.-Петербургской еврейской общины М.Д. Грубаргом в Большой Хоральной Синагоге
|
Одолевая врага оружием, Израиль постоянно проигрывает в информационных войнах. Как изменить эту ситуацию? Что можно сделать для улучшения имиджа Израиля в мире? Об этом мы беседуем с политологом, консультантом министерства информации и диаспоры Израиля Ильей Васильевым, недавно побывавшим в Петербурге.
- Арабские СМИ по всему миру наполнены антиизраильской риторикой. У организации «ХАМАС» даже есть сайт, полностью посвященный антиизраильской пропаганде. Он существует на семи языках и ежедневно обновляется. Что Израиль может противопоставить этому потоку негативной информации? Есть ли у Израиля информационные ресурсы, которые рассказывают о преступлениях палестинских террористов?
- Сайт ХАМАСа действительно существует, в частности, и на русском языке. Другое дело, что ни один адекватный человек на него не зайдет. Ну, как можно всерьез читать истории о том, что |
евреи выпускают дрессированных крыс в Старом Городе Иерусалима, чтобы навредить палестинцам? Израильское правительство считает, что надо делать акцент на положительной и малоизвестной информации о нашей стране. А главным «оружием» Израиля в информационной войне являются его собственные граждане. В частности, каждый израильтянин, выезжающий заграницу, получает брошюру, в которой рассказывается, как правильно отвечать на вопросы иностранцев об Израиле. Простой пример – Израиль за 60 лет своего существования стал технологическим лидером XXI века в области хайтека, науки, медицины, космических исследований. Любой человек в мире постоянно пользуется израильскими достижениями, как правило, даже не подозревая об этом. Это способствует улучшению отношения к нашей стране в большей степени, нежели поднадоевшие споры о том, кто прав, а кто виноват.
Кстати, к вопросу о том, что Израиль постоянно проигрывает в информационных войнах – это не совсем так. Общественное мнение в разных странах мира медленно, но верно склоняется на сторону Израиля.
- Согласно опросам, большинство населения России относится к Израилю хорошо, однако в российских СМИ нередко можно встретить весьма предвзятые отзывы. Отчего это происходит и что можно сделать?
- Вероятно, многим журналистам просто не хватает знаний о ситуации в Израиле. Поэтому представителям Израиля стоит больше работать со СМИ, завязывать личные контакты с корреспондентами, пишущими на ближневосточную тематику. Также весьма полезны могут быть пресс-туры в Израиль для российских журналистов, чтобы они своими глазами могли увидеть, как обстоят дела. Но, помимо этого, необходимо устанавливать прямой контакт израильских политиков с российской аудиторией. Например, у министра информации и диаспоры Израиля Юлия Эдельштейна есть свой блог на сайте радио «Эхо Москвы». Недавно у сайта МИД Израиля появилась русскоязычная версия.
- Могли бы Вы обозначить основные направления, по которым уже ведется или должна вестись работа над имиджем Израиля в России?
- Важным направлением является развитие народной дипломатии. Нужно, чтобы было как можно больше неофициальных контактов между нашими странами. Для этого можно использовать социальные сети, проводить в вузах семинары и круглые столы, посвященные российско-израильским отношениям, организовывать визиты израильских деятелей культуры в РФ, в частности, в ее культурную столицу - Петербург. Подобные мероприятия уже проводятся, но необходимо, чтобы их посещали не только евреи, живущие в Петербурге, но и побольше петербуржцев других национальностей.
- А какая роль в информационной войне отводится еврейской диаспоре?
Израиль заинтересован в укреплении еврейской диаспоры во всем мире. Она является важным посредником между Россией и Израилем. Евреи диаспоры по понятным причинам знают об Израиле больше, чем окружающие и, рассказывая своим друзьям и знакомым правду о нашей стране, они способствуют улучшению имиджа Израиля в мире.
- Недавно вышла Ваша книга «Иерусалимский тупик», посвященная палестино-израильскому конфликту. На какую аудиторию она рассчитана?
- Эта книга для российского студенчества, интеллигенции и вообще широкого круга читателей, которые заинтересовались тем, что происходит на Ближнем Востоке.
- Что ее отличает от многих других книг, написанных на ближневосточную тематику?
- Книги, которые выходят на эту тему в России, условно делятся на два типа. Либо это работы российских востоковедов, для которых Израиль является объектом исследований, не значимым эмоционально. Либо это книги израильских авторов (как русскоязычные, так и переведенные на русский язык), которые нередко отличаются узостью взгляда и даже «местечковостью»; никак не адаптированы для российского читателя, не учитывают их культурные особенности. Моя книжка написана, с одной стороны, с пониманием израильских реалий, а с другой – специально для российского читателя. А главное, с искренней симпатией к россиянам и России. |