ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Есть ли жизнь после смерти?

 Есть ли жизнь после смерти?

Урок по недельной главе «Хаей Сара» с раввином Бенционом Ласкиным

      "Важно не то, как человек умирает,а то, как он живет" 
                                                                   Сэмюэл Джонсон

Представьте себе, что вас пригласили на лекцию о жизни Авраама Линкольна. Вы думаете, что сейчас вам подробно расскажут биографию великого деятеля. Но лекция начинается с рассказа… о его похоронах!
Вы удивитесь, не правда ли?
Но именно это и происходит в сегодняшней недельной главе под названием «Хаей Сара» – «Жизнь Сары». Глава начинается с рассказа о похоронах Сары в пещере Махпела. Далее мы читаем о женитьбе ее сына Ицхака на Ривке, ставшей Ицхаку утешением после смерти матери. Заканчивается лекция рассказом о второй женитьбе Авраама и его смерти.
В чем дело? Как все это понимать?
Ответом на этот вопрос является утверждение: есть жизнь после смерти.
Настоящая жизнь не измеряется лишь событиями биографии. Главное в жизни человека – это то наследие, которое остается после его смерти.
Здесь мне вспоминается одна майса. Известный богач-еврей позвал перед смертью всех своих сыновей и сказал им: «Дети мои! Всю свою жизнь я старался вас обеспечить, не отказывал вам ни в чем. Но вот пришла мне пора умереть. У меня осталась лишь одна просьба. Вот два письма. Первое из них распечатайте сразу после моей смерти, а второе – на тридцатый день (шлошим)».
С этими словами он умер. Открывают сыновья первое письмо и читают: «Дети мои! Похороните меня в носках!»
Растерянные сыновья показали это письмо раввину. «Ни в коем случае! – отрезал раввин. – Вы же знаете, что запрещено хоронить еврея в чем бы то ни было, кроме тахрихим (савана)!»
Через 30 дней сыновья открыли второе письмо: «Дети мои! Помните, что с собой в могилу даже носки не возьмешь!»
В Вавилонском Талмуде приводится такая история.
«Сказал раби Йоханан: Яков, праотец наш, не умер. Спросили у него: но ведь сообщает Тора, что о Якове говорили поминальные речи, что бальзамировали его и похоронили? Ответил раби Йоханан: как живо его потомство, так и сам он жив».
То есть, когда потомство человека продолжает его путь, мы знаем, что он жив, и что жизнь его – истинна и непрерывна.
Так и в нашей главе: читая о событиях, произошедших после смерти Сары, мы понимаем все величие ее жизни. Ведь зачастую именно события, происходящие после смерти человека, раскрывают истинный смысл его жизни. По сути, это рассказ не о смерти, а о бессмертии! В чем же уникальность наследия праматери Сары?
Кабала учит, что Авраам и Сара представляют собой два разных подхода к жизни. Авраам – это символ универсального милосердия (Хесед). Авраам в любой ситуации был готов помочь ближнему, кем бы он ни был. Его шатер в пустыне был открыт на все четыре стороны, и там он принимал всех, даже идолопоклонников-арабов. Авраам стал праотцем не только еврейского народа, но и потомков Ишмаэля, и сыновей Кетуры.
Сара, по Кабале, представляет сферу сдержанности (Гвура). Само ее имя происходит от слов срара (власть), сар (правитель). Милосердие Сары было направлено на избранных. С момента рождения единственного сына Ицхака она желала получить благословение только для него, видя в нем носителя святости. В течение совместной жизни Сары и Авраама проявлялись разногласия в их мировоззрении. Особенно это было заметно в отношении изгнания Ишмаэля – событии, вызвавшем у Авраама огромную печаль. Но после смерти Сары Авраам признал ее правоту. Как сказано в нашей главе: «…И отдал Авраам все, что было у него, Ицхаку».
Именно это спасло еврейский народ в эпоху Второго Храма, в диспуте перед Александром Македонским – владыкой огромной империи. Ко двору монарха пришли ишмаэлиты (арабы) и заявили, что Земля Израиля принадлежит им. Присутствовавшие при этом мудрецы Израиля не нашли, что возразить. Они погрузились в тягостное раздумье. И тут выступил вперед некто по имени Гвига бен Псиса: «Отправьте меня, и я отвечу им. Если я проиграю в споре, вы, мудрецы, ничего не теряете. Просто скажете им, что немного чести – переспорить такого ничтожного и глупого человека, как я!»
Начался диспут.
- Мы – тоже дети Авраама, и его земля принадлежит нам, а – заявили Ишмаэлиты.
- Но ведь вы уже получили свою долю, – возразил Гвига бен Псиса. – Не сказано ли в Писании, что Авраам оделил сына рабыни, Ишмаэля, богатыми дарами? А вот Ицхаку он передал «все, что имеет».
Растерялись Ишмаэлиты, не нашли, что возразить… и ушли с позором.
… Понять глубину смысла этой главы я смог лишь в последние 6 лет после смерти моей горячо любимой бабушки Аси Розенфельд-Гельтман, благословенна ее память. Моя бабушка, дочь и внучка раввинов, большую часть жизни прожила в Ленинграде, закончила Ленинградский Государственный университет по специальности «филолог-литературовед». Несмотря на все тяготы советской действительности, бабушка героически хранила еврейские традиции и сумела вырастить всех детей, внуков и правнуков в духе наших предков. В 1952 году, рискуя всем, она уехала из Ленинграда с младенцем на руках в молдавский городок Аккерман, где тайно сделала ему обрезание. Сегодня мой дядя, джазовый пианист Григорий Розенфельд, живет в Израиле с детьми и внучкой. В нашем доме бабушка собирала на еврейские праздники всех близких и друзей, умудрялась печь мацу в ленинградской коммуналке… Самое главное – это то, что она была живым примером милосердия, щедрости, самопожертвования и верности для всех нас. Во многом благодаря бабушке я и мои старшие брат и сестра получили в Израиле религиозное образование. Сегодня мой старший брат – раввин в КфарХабаде. В Израиль я приехал в трехлетнем возрасте, но именно благодаря ей, моей бабушке, я выучил русскую грамоту. Выходит, что возможностью вести еврейскую просветительскую деятельность на русском языке я обязан ей. Памяти моей бабушки я посвятил мои лекции в Санкт-Петербургской Синагоге более года назад, когда приехал туда впервые в качестве лектора по приглашению Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера. Для меня это были очень волнующие минуты – выступать в Синагоге, где долгие годы молились моя бабушка и ее родители!
И тогда я еще раз оценил слова: «Вот жизнь Сары».
Гут шабес, дорогие друзья!
Помните, что настоящая жизнь вечна! Она – в наших делах и в наших детях. Сейчас и навсегда.

р. Бенцион Ласкин (США) родился в Ленинграде. Внук известного писателя, драматурга и сценариста Семёна Ласкина, сын писателя Александра Ласкина и композитора Златы Раздолиной. С трех лет живет в Израиле, сейчас является посланником Любавического Ребе в Нью Йорке.
Постоянный автор популярного раздела "Еврейский дом" в русской американской газете "Форум", автор программы по иудаизму на радио Бруклина, лектор и программный директор международной культурно-просвятительной организации ХАМА. Его лекции собирают полные залы на встречах в Европе и США, в России и Израиле.

Репортаж о лекции Бенциона Ласкина в петербургской Синагоге Вы можете посмотреть здесь:
http://www.jeps.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6834   






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї