Почему бы не начать разговор об анонсах культурной жизни с отчета? Точнее, с отчетов – примерно за последние 100 лет. Именно таким подходом к жизни отличаются сразу несколько выставок, открывшихся в Петербурге в ноябре. Экспозиции эти ретроспективные, мемуарные и просто юбилейные. В начале ноября в Новом музее, что на 6-й линии В. О., открылась выставка художников Арефьевского круга «Беспутные праведники. Орден Нищенствующих Живописцев». Здесь около 200 работ художников этой группы, сложившейся в Ленинграде еще в конце 40-х годов и принадлежавших к неофициальной культуре. Ни в какой соцреализм они не вписывались, а потому и на выставки их произведения не попадали. Шолом Шварц, например, числился по советским меркам вовсе не живописцем, а маляром, грузчиком и кровельщиком. Это теперь его картины оказались в коллекциях Третьяковки и ведущих западных музеев. В галерее «Борей» на Литейном проспекте до 28 ноября работает выставка Сергея Дрейдена «Моя жизнь в картинках». Актер рисовал всегда, в его биографии брали верх то театр, то изобразительное искусство. «Сознаю, что я только РИСУЮЩИЙ АРТИСТ, а никакой не ИГРАЮЩИЙ ХУДОЖНИК. И доволен таким положением. Клянусь, ни с кем из художников не соревнуюсь. Я бы хотел, чтобы все рисовали весело и с душой, даже самые грустные картинки», – пишет Сергей Дрейден в авторском предуведомлении к выставке, на которой можно посмотреть и видеозаписи со сценами из его театральных и кинематографических работ. В Мраморном дворце до середины января можно посетить первую фотобиеннале историко-архивной фотографии из музеев, архивов и библиотек. Здесь представлены самые ранние фотошедевры и ставшие хрестоматийными снимки начала XX века Моисея Наппельбаума и Аркадия Шайхета. А теперь о предстоящих мероприятиях. 20 ноября в Музее Державина состоится еще одна литературная презентация, на сей раз двухтомного энциклопедического словаря «Литературный Санкт-Петербург. ХХ век: Прозаики, поэты, драматурги». Его подготовил филфак СПбГУ. В книге нашлось место 900 разным литераторам – Чуковскому и Бродскому, Довлатову и Аронзону, драматургу Шварцу, барду Розенбауму… Музыковед Леонид Гакель продолжает цикл встреч «Откуда мы? Куда идем?» к 150-летию Консерватории. В очередной беседе, 23 ноября, профессор будет рассказывать о советских ректорах Консерватории. Прозвучит и музыка того времени, в том числе сочинения опального композитора Бориса Клюзнера, много лет жившего в Ленинграде. А выставка в Доме ученых (она откроется в конце ноября) расскажет о репрессированном художнике Соломоне Гершове, современнике Шагала, ученике Малевича и Филонова. Он работал в Петрограде‒Ленинграде, сочетал реализм с авангардизмом, был сослан, работал в Окнах ТАСС и дожил до 1989 года. 27 ноября, в Концертном зале у Финляндского с программой «И жить еще надежде…», выступит Александр Городницкий – один из основоположников бардовской песни. У концерта то же название, что и у вышедшего недавно диска воспоминаний Городницкого. В концерте примет участие и другой исполнитель, Михаил Кане. Очередной концерт в Петербурге даст Юрий Башмет и его камерный ансамбль «Солисты Москвы» – 29 ноября, в Большом зале Филармонии. Точнее, ожидается не концерт, а «литературно-музыкальное действо». Оркестр будет играть Шуберта и Малера, а Константин Хабенский – читать «Калигулу» Камю. Во втором отделении прозвучит «Карнавал животных» (текст и музыка Сен-Санса для чтеца, двух фортепиано, флейты, кларнета и струнных). 10 декабря в том же Большом зале пройдет творческий вечер Виктора Шендеровича. Сатирик, как известно, тоже всю жизнь пишет о карнавале животных, но совсем по-другому. |