| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Василий Когаловский выставка «Человеческий голос»
Василий Когаловский Узнаваемый голос |
К 100-летию со дня рождения Аркадия Райкина в Мемориальном музее-квартире актеров Самойловых открылась выставка «Человеческий голос». Она и в самом деле основана на голосе Райкина – диктофонных записях, сделанных во время бесед с актером в последние годы его жизни за чашкой чая, без редактуры и цензуры. Это фрагменты его воспоминаний. Они никогда не публиковались, их можно услышать только на этой выставке. А ее визуальный ряд – это афиши и программки театра Райкина, фотоснимки, среди которых сделанные во время выступлений на фронте, малоизвестная переписка с органами власти, пытавшимися изъять из текстов райкинских миниатюр все острые места, походный чемоданчик с лекарствами и галстук, в котором Аркадий Исаакович выходил на сцену во время последних спектаклей. И тут же бумага, свидетельствующая, что к 50-летию Министерство культуры наградило актера премией… в размере месячного оклада. |
|
Во втором зале – мир персонажей Райкина: манекены в костюмах к спектаклю «Его Величество Театр» и маски (их актер мгновенно менял на сцене). Герои миниатюр будто выходят из-за стекла (со сцены, с экрана) в обычную жизнь, к ванне с огурцами: «ванна глыбокая… мы в ей на зиму огурцы засолим – во закусон для брательника» (сцена из фильма «Люди и манекены»). |
|
Для спектакля А. Райкина «Его Величество Театр» |
На открытии выставки был Константин Райкин, а на экране шел фильм Екатерины Райкиной об их отце, о театре, о долгой жизни в коммуналке и о том, как ненавидело актера руководство Ленинградского обкома КПСС во главе с антисемитом Григорием Романовым, как уже в 80-х выгнало его из квартиры (после спектакля артист пришел к опечатанной двери и выставленным на площадку вещам), о разгромных статьях с заголовками «Стоит в центре Москвы и несет антисоветчину» в центральных газетах. |
А на выставке, под стеклом – письмо актеру от начальника главного управления культуры А. Витоля, полученное в сентябре 70-го года, с претензиями и требованием изменить тексты и даже интонации одного из спектаклей: «Пример со специалистом-столяром, которому приходится иметь дело с целой лестницей несведущих в деле руководителей-бюрократов и показушников, претендует на обобщение, что это характерно для всего стиля руководства в нашей стране. Ленинские цитаты в конце монолога воспринимаются как авторские, как прикрытие неверных или неточных обобщений». Та эпоха кончилась, но Константин Райкин не считает, что началась новая: «Одно страшное, чудовищное по идиотизму время сменилось другим. Мы только меняем разные оттенки идиотизма. Со свободой пришли другие уродства. К сожалению, несерьезны наши главные управители. Они солидные, производят впечатление серьезных людей, но ведут себя по отношению к главным вопросам бытия народа несерьезно. Помпезное открытие Большого театра не есть решение вопросов культуры. “У нас все в порядке”, – думают они, надев бабочку и хороший костюмчик. Они начинают думать, что и с культурой все в порядке. Меня это очень расстраивает. Приходится бороться». Выставка в музее на Стремянной улице будет работать до 18 декабря. |
|
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|