Июнь, как известно, начинается с Пушкина. Споры о том, были-таки у поэта еврейские корни или нет, продолжаются так долго, что потеряли смысл. Не в этом дело – важнее, что евреи думают о Пушкине. А думают они о нем очень много! И даже собирают всяческие истории и настоящий фольклор вокруг его имени и его памятника на Пушкинской улице. И эти истории превращают в живопись. Так поступает житель Пушкинской улицы Михаил Шапиро, чья выставка работ проходит сейчас в галерее «Борей» на Литейном проспекте. И будет работать до 11 июня. А 27 июня у художника откроется еще одна экспозиция – в арт-отеле TREZZINI, на Большом проспекте Васильевского острова. А кто будет ставить памятники художникам? Такие памятники есть: это галереи искусства, где собраны произведения лучших художников. Лучшими их признают сегодня, а когда-то авторы эти были в Советском Союзе неофициальными и просто подпольными. Американский экономист и коллекционер Нортон Додж часто приезжал в СССР, покупал картины Оскара Рабина, Олега Целкова, Вадима Рохлина и других авторов. Он вывез около 10 тысяч работ нонконформистов. В 90-х годах семейство Доджей подарило коллекцию Рутгерскому университету, где она экспонируется и поныне. Сегодня это самое большое на сегодняшний день в мире собрание советского неофициального искусства, в нем свыше 20 тысяч произведений более чем тысячи художников. 7 июня в Новом музее, у метро «Василеостровская», пройдет лекция Юлии Туловской «Коллекция нонконформистского искусства Нортона Доджа». Куратор коллекции Доджа Юлия Туловская расскажет об истории ее формирования и покажет некоторые экспонаты. От художника до музыканта один шаг, а иногда и того нет – если живописцы приглашают в свои мастерские композиторов и исполнителей. 10 июня в помещении Фонда художника Михаила Шемякина пройдет финальный концерт музыкального фестиваля «Время музыки: Fin de siecle». В числе других произведений здесь прозвучит и струнный квартет Сергея Слонимского «Антифоны». В тот же день, 10 июня, в Доме книги историк и журналист Лев Лурье представит свою новую книгу «Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка». Недавно он уже встречался с читателями в Синагоге, но, быть может, успели не все… 15 июня в Союзе художников откроется выставка живописных и графических произведений Льва Рапопорта. Его искусство называют камерным, а цветовую гамму – изысканной. Художник обращается к традиционным жанрам: портрету, натюрморту, пейзажу. Работы Льва Рапопорта есть в частных коллекциях России, Израиля, США и других стран. Но вернемся к музыке. 16 июня в Малом зале Филармонии ансамбль «Дивертисмент» под руководством Ильи Иоффа будет играть сочинения Шуберта, Вольфа и Бетховена. А еще в Петербург снова приезжает Нил Шикофф. 23 июня он выступит в Большом зале Филармонии с симфоническим оркестром Михайловского театра. 22 июня Эрмитаж открывает выставку «Анни Лейбовиц: Жизнь фотографа. 1990–2005». Она продлится до 4 сентября. Анни Лейбовиц – одна из самых известных и талантливых фотографов наших дней. Работая в разных жанрах, она стала популярной, прежде всего, благодаря портретам знаменитостей. Выставка готовилась одновременно с книгой, в которую включены многие работы фотографа. Хотя выставка уже была показана в целом ряде стран, для Эрмитажа работы отбирались особо. А в галерее «РОСФОТО» на Большой Морской вот-вот откроется выставка произведений известного московского фотографа Михаила Дашевского «Обыденное. Жизнь в Москве. 1962–2002». Это документально-художественные снимки, которые автор делал начиная с 60-х годов. 27 июня в «Буквоеде на Восстания» пройдет творческая встреча с художественным руководителем музыкально-драматического театра «Буфф» Исааком Штокбантом. Разговор пойдет о проблемах современной комедии и о планах этого театра. Давно ли вы последний раз были в кино? К 50-летию Дома кино в его Малом зале будут показаны старые картины «Ленфильма». Правда, только в 11 часов утра. Вот несколько таких лент: 15 июня – «Хроника пикирующего бомбардировщика» (реж. Наум Бирман, 1967 г.); 20 июня – «Монолог» (реж. Илья Авербах, 1972 г.); 21 июня – «Всадник без головы» (реж. В. Вайншток, 1973 г.); 22 июня – «Торпедоносцы» (реж. Семен Аранович, 1983 г.); 29 июня – «Двадцать дней без войны» (реж. Алексей Герман, 1976 г.); 1 июля – «Синяя птица» (реж. Джордж Кьюкор, 1976 г.). Что же касается выставок, некоторые из них теперь можно посмотреть не выходя из дома: музеи готовят виртуальные экспозиции. Кунсткамера, например, на днях разместила на своем сайте новую выставку «Механическая вычислительная машина Евно Якобсона». Якобсон из города Несвижа Минского воеводства, часовщик и механик при дворе Михаила Казимира Радзивилла, в XVIII веке построил прообраз пусть не ЭВМ, но арифмометра. Большое польское хозяйство того уже требовало. Хотя операции умножения и деления в машине напрямую не предусмотрены, их можно было выполнить с помощью дополнительных процедур. Так это и есть еврейская жизнь – приходится изобретать и вертеться, вертеться и изобретать, так что, в конце концов, технические ухищрения становятся настоящим искусством. |