| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Василий Когаловский выставка рисунков Иосифа Бродского в РНБ декабрь 2010 г.
Василий Когаловский Автопортрет в венке и с лирой |
В Российской национальной библиотеке открылась выставка неизвестных рисунков Иосифа Бродского |
В Российской национальной библиотеке открылась выставка рисунков Иосифа Бродского, большая часть которых до сих пор оставалась неизвестной. Доступ к этой части наследия поэта был закрыт даже для исследователей. Так за год до смерти решил сам Бродский, наложив вето на демонстрацию своих дневниковых записей и личных материалов, хранящихся в Петербурге. Душеприказчики Бродского сделали единственное исключение только для рисунков и лишь на время выставки, которая продлится до конца декабря. Бродский не только писал стихи, но рисовал – всегда и много. После его вынужденного отъезда в 1972 году друзья Бродского начали собирать и фотографировать разошедшиеся по рукам рукописи, в том числе рисунки. В 1990-м все это, с согласия автора, было передано на хранение в Публичку. После смерти поэта авторские права перешли к Трастовому фонду наследия Иосифа Бродского, без разрешения которого публикации и выставки были бы невозможны. В мае, накануне юбилея, сотрудники библиотеки предложили выставить рисунки, хранящиеся в Отделе рукописей. Они получили не только согласие Фонда, но и грант от американского консульства в Петербурге, а также копии графических произведений Бродского, созданных им на Западе, – из библиотеки редких книг и рукописей Йельского университета. Друзья поэта, в том числе Яков Гордин, Михаил Мильчик, Михаил Мейлах и Эра Коробова передали для временной экспозиции рисунки поэта из своих частных коллекций. Но в основе выставки – собрание, которое хранится в отделе рукописей РНБ, то есть графика ленинградского периода (1958 – 1972 годов). Она экспонируется впервые. «Материалы архива Бродского выдаются на определенных и очень строгих условиях, – рассказывает старший научный сотрудник Отдела рукописей библиотеки Наталия Крайнева. – Здесь все рисунки, которые есть в рукописях Бродского. Их не видел практически никто. Хотелось бы сделать каталог, но каковы перспективы этого – неизвестно. Есть и проблема сохранности. Бродский писал на жуткой по качеству бумаге, она желтеет. Это потрепанные тетради, с некоторыми он ездил в геологические экспедиции. Мы ищем возможности полного сканирования. Но пока грантов не обещают». На выставке можно увидеть отдельные листы с графикой и письма, иллюстрации поэта к собственным стихам, тетрадки из экспедиций с записями и рисунками, записные книжки, натюрморты, пейзажи, портреты, иногда шаржи. В отдельной витрине – переписка с родителями времен детства, а также ссылки в Норенскую. В рабочей тетради 60-го года – список книг, не характерных для обычного 20-летнего читателя: Рембо, Бенедикт Лившиц, Мандельштам… Рисунки разных лет с изображением котов (в семейной переписке он называл и себя, и родителей «котами»). И парусников: в молодости Бродский хотел стать моряком; следы романтических надежд остались на бумаге. А вот маленький синий буксир, плывущий по зеленой воде залива, – и рядом машинопись «Баллады о маленьком буксире». Литературовед и историк Яков Гордин называет собранные рисунки богатством и материалом для исследования. «Причем не искусствоведческого, а связанного со стиховой стихией Бродского, – уточняет он. – Многие русские писатели обладали талантом рисовальщика. Манера Бродского ближе всего к пушкинской. Особый пласт – автопортреты, чрезвычайно важные для исследователей личности Бродского. Известен автопортрет Пушкина в лавровом венке. Пушкин нарисовал его – и заштриховал: ему стало неловко. А Бродский совершенно бестрепетно изображает себя с лирой и в лавровом венке. Потому что, в отличие от Пушкина, в этом есть мощная доля иронии. В значительной степени эта работа Бродского-рисовальщика контрастна по отношению к трагическому тону его стихов. Очевидно, высокий пафос, которого он побаивался для самого себя, Иосиф снимал в этой сфере своей работы». Михаил Мильчик оказался на этой выставке одним из тех немногих, кто сам видел, как рисовал Бродский: рисунки рождались среди разговора, иногда машинально. В частном собрании искусствоведа тоже есть 25-30 автографов поэта, часть из которых показана в экспозиции. «Они открывают необычную, малоизвестную или совсем незнакомую грань его творчества. Особенно важными и интересными мне кажутся автоиллюстрации. Их не так много. Но это его видение и те художественные ассоциации, которые приходили ему на ум в момент сочинения. Это переосмысление классических произведений мирового искусства. Нахождение многих рисунков неизвестно, хотя они были отсняты и изображения сохранились. Вскоре после его отъезда мы с Владимиром Марамзиным стали собирать стихи, оставшиеся здесь у разных людей. Моей задачей было зафиксировать все рисунки в этих рукописях. Мы брали их на время – и возвращали владельцам. Далеко не обо всех оригиналах известно, где они сегодня находятся». Отснятые материалы были предоставлены Андрею Хржановскому. При подготовке фильмов о поэте режиссер мог познакомиться и с частью графики Бродского, хранящейся в библиотеке. «Сейчас я вижу эти сокровища, и просто сердце кровью обливается, что они недоступны тем людям, которые изучают Бродского, – сетует Андрей Хржановский. – Вы не представляете, сколько неучтенных рисунков Бродского! Надо хотя бы составить свод тех богатств, которые находятся в разных руках. Даря книги, Бродский, как правило, делал блистательные, остроумные записи в стихах и оставлял рисунок. При желании и толике энтузиазма это можно и нужно собрать. Но никто этим не занимается. Бродский был очень талантливым художником и одним из самых свободных людей, когда-либо живших в России, одним из самых образованных людей в мире (хотя это достигнуто самообразованием). Должно появиться хорошее издание рисунков Иосифа Бродского. Любые проблемы преодолимы, если есть люди, которые говорят: надо. Но таких людей пока на горизонте я не вижу». |
|
|
|
|
|
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|