ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Мария Конюкова Кантор синагоги биография

Мария Конюкова Для деда главным был мир Б-га…
Неизвестные подробности из жизни кантора Вайнштейна, певшего в петербургской Синагоге в сталинские годы…
«Жители деревни как-то узнали, что папа – сын кантора петербургской Хоральной Синагоги и попросили его спеть молитвы. К моему великому удивлению, папа запел. Оказывается, он знал не только известные мне с раннего детства революционные песни. Помню, как его сильный голос разносился над деревней»


Исаак Вайнштейн – кантор петербургской Синагоги в 1930-е годы  Портрет передан в дар Синагоге внучкой кантора – Ритой Давыдовной Левиной

Рита Григорьевна Левина выросла в необычной семье. Собственно, тогда, в начале 30-х годов прошлого века она еще не понимала, что семья необычная. Неудивительно: Рита Григорьевна родилась в 1929 году и, будучи девочкой, вряд ли понимала, что не у всех такие дедушки, как у нее.
«Моего деда, – рассказывает Рита Григорьевна, – звали Ицек (Исаак) Вайнштейн. Он с женой Фрейдой приехал в Петербург из Латвии (Даугавпилса) еще до революции. И устроился кантором в нашу хоральную синагогу. Мне известно, что и в Латвии он был кантором, к сожалению, не знаю, в какой синагоге.
До революции бабушка, дед и их четверо детей старшим из которых был мой отец, жили в шестикомнатной квартире на Петропавловской улице, что соединяет улицу Льва Толстого с набережной реки Карповки на Петроградской стороне. Сегодня на доме № 8, в котором мы жили, висит мемориальная доска, посвященная Леониду Красину.
После революции произошло уплотнение: нам оставили только три комнаты.
Дед продолжал служить кантором до своей смерти в 1939 году…
Дедушка, по моему детскому мнению, был обычной домашней реальностью. Мне было девять лет, когда его не стало. Только спустя некоторое время, уже после его ухода, я стала понимать: первые годы жизни я провела рядом с абсолютно не обычным для советского времени человеком. Дедушка Ицек производил впечатление личности не от мира сего. Я помню его всегда молящимся, всегда в талесе, всегда с тфилином. Дед был настоящим праведником – соблюдал все заповеди, все посты и молился, молился, молился.
Я не помню, чтобы он не то, чтобы приласкал своих внучек – меня и старшую сестру. Вроде он даже с нами не разговаривал. Мне кажется, в дедушкиной жизни главным был мир Б-га, а не та реальность, в которой мы существовали. Припоминаю лишь, как он ругал нас с сестрой за то, что мы отщипнули себе по кусочку мацы – наверное, Песах еще не наступил: рано было есть праздничные кушания.
Мой отец был совсем другим – как будто он и не был сыном такого глубоко религиозного человека. Папа, как и его брат, работал часовых дел мастером. С их отцом его объединяла любовь к пению».
Рита Григорьевна отмечает, что дед, хоть сам и следовал всем заповедям, не требовал этого от своих детей и внуков, как это нередко бывает с глубоко верующими людьми. Ицек Вайнштейн, несмотря на внешнюю отрешенность, по всей видимости, отлично понимал, в какое время и в какой стране жил…
«Семья была очень музыкальная. Все любили петь. – продолжает Рита Григорьевна. - Дома исполняли преимущественно… советские песни. Моя тетка нередко, идя на кухню по коридору нашей огромной квартиры, громко распевала что-нибудь звучавшее в те дни из радиоприемников. Да и отец любил исполнять дома революционные песни. Дед никогда не пытался им сказать что-либо в


Супруга Исаака Вайнштейна

упрек. Я в детстве тоже была довольно музыкальна. Считалось, у меня хороший голос. Когда я училась в первом классе, в школе стали формировать сводный хор из учеников всех возрастов. И меня выбрали запевалой! Б-же, как я была горда! Как мне нравилось стоять перед всей школой и слышать, как старшеклассники вторят мне:
- Широка страна моя родная…
Я понимала подспудно, что дедушка «на работе» поет другие «песни». Но значения этому тогда, наверное, не придавала. Да и дед, как я уже сказала, не пытался привлечь внимания домочадцев к собственной деятельности.
Впрочем, вскоре я узнала, что и отец вполне мог бы служить кантором.
Однажды летом мы с мамой, папой и их знакомыми поехали отдыхать под Гомель, на их родину. Там, недалеко от Чаусов, была еврейская деревня с не очень еврейским названием – Дрануха. Люди жили там очень бедно – я запомнила какие-то развалюхи с подслеповатыми окошечками. Тем не менее, в центре села была крошечная деревянная синагога. Жители деревни как-то узнали, что папа – сын кантора Хоральной синагоги и попросили его спеть молитвы. К моему великому удивлению, папа запел. Оказывается, он знал не только известные мне с раннего детства революционные песни. Помню, как его сильный голос разносился над деревней. Дранухинские старики со слезами благодарности (еще бы – время было советское, они наверняка много лет не слышали кантора!) пытались вручить отцу что-то в награду за доставленную радость. Папа был добрейшим человеком, бессребреником – он ничего, конечно, не смог взять у этих нищих пожилых людей. (Папа, вообще, поражал всех своей щедростью и заботливостью. У нас жили домработницы, которых он оберегал не хуже, чем нас, собственных дочерей)…
Дед мой пережил моего отца. Папа умер в 1938, в возрасте 52 лет. Папа был нежнейшим сыном. Причиной его раннего ухода стало то, что он сильно переволновался из-за дедушкиного плохого самочувствия. Помню, нас с сестрой не взяли на похороны папы – в тот день мы слегли с тяжелейшей ангиной: сидели дома с перевязанным горлом.
А через год умер и дед.
Жизнь наша после этого резко изменилась, и, конечно, не в лучшую сторону. О моих занятиях музыкой речь уже не шла – не до того было.
А потом началась война… Из Ленинграда мы уехали в Иркутскую область – к маминой родне».
После Великой Отечественной Рита Григорьевна закончила стоматологический институт. Работала по распределению в Валдае. В 1956 году вернулась в Ленинград. Больше сорока лет вела и лечебный, и хирургический прием в стоматологической поликлинике. Вышла замуж, родила сына…
Сегодня, когда ей за восемьдесят, Рита Григорьевна признается, что нередко с грустью думает: как много она не узнала о своих предках, пока живы были родители, которые могли рассказать об истории семьи: «Мне неизвестно, где дед выучился на кантора, почему выбрал для себя именно эту стезю. Моя мать была родом из Сибири, из-под Иркутска, но мне неведомо, как вообще там оказались евреи. Теперь мне не у кого об этом спросить. Я хочу, чтобы о нашей семье осталась память – портреты моих предков были в музее при нашей синагоге».






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї