| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Василий Когаловский концерт Игудесмана в Петербурге 13 ноября 2010
Василий Когаловский В Петербург – со своим кошмаром |
Как ни странно, уроженец города на Неве композитор и скрипач Алексей Игудесман ни разу не выступал в России. Ни разу – до 13 ноября, когда с этим странным упущением было покончено благодаря Филармоническому обществу Санкт-Петербурга, которое в рамках Первого международного фестиваля камерного исполнительства «Серебряная лира» и устроило концерт (точнее, все-таки – шоу) Игудесмана и его партнера Ричарда Юнг-Ки Джу «Маленький музыкальный кошмар в Большом зале Филармонии». Шоу уже несколько лет идет по всему миру, только в ближайшие несколько месяцев оно будет показано в Штатах, Австрии, Польше, Турции, Италии... Это название точнее было бы перевести как «Маленькая ночная заварушка» – его английский вариант прямо обыгрывает моцартовскую «Маленькую ночную серенаду», так что A little Night Music превращается в A little Nightmare Music. Кроме зрителей в концертных залах, фрагменты этого шоу только на YouTube смотрело больше 15 миллионов человек. Два музыканта, получившие отличное классическое образование в лондонской Школе Иегуди Менухина, разрушают все незыблемые каноны. Вполне традиционные вещи вдруг смешиваются со шлягерами, выворачиваются наизнанку. Жанр музыкальной эксцентрики побуждает музыкантов «разобрать по косточкам» известную музыку и придать ей новые форму и содержание. Скрипач и пианист ожесточенно спорят, играть ли «Ночную серенаду» или мелодию из фильма о Джеймсе Бонде. Один играет одно, другой другое – но мелодии переплетаются. А потом ту же Серенаду Игудесман исполняет вместо минора в мажоре, в другой тональности – и венская мелодика становится восточной. А может быть, еврейской, клезмерской? Юнг-Ки Джу играет Рахманинова, но «размаха пальцев» якобы не хватает на исполнение такой музыки. Игудесман подает ему деревянные колодки полуметровой длины с выступами для удара сразу по нескольким клавишам. Тот ловит на лету, тут же требует следующую – и доигрывает пьесу до конца. Но вслед за тем одной левой играет сложную пьесу Скрябина (после концерта он не скрывал, что для этой пьесы пригодились бы не то что две, а четыре руки). А Игудесман тянется через весь рояль, чтобы нажать нужную клавишу – для настройки своей скрипки. Акробатический этюд заканчивается тем, что дотягивается он с помощью смычка, но потом все же садится к инструменту, смычком нажимает клавишу – и ведет его по скрипичным струнам, рождая мотив. Музыкант опрокидывает пюпитр с нотами и вынужден то склоняться к листку, то приседать, а то и вовсе играть лежа (все так же виртуозно). При этом в его руках одна из редких скрипок XVIII века. Igudesman& Joo как будто разбирают музыку на детали, чтобы тут же собрать снова в ином виде и показать, как она устроена и как может «работать», чтобы все новые слушатели относились к классике как живому, интересному процессу «в реальном времени», а не как к засушенному гербарию. Из бывшего СССР Алексей Игудесман уехал с родителями, когда ему было всего шесть лет. С тех пор прошел 31 год. – Я сказал: приеду, когда удастся устроить здесь концерт. Так и получилось. Я много слышал о Питере, но мало что помнил. Все рассказывали мне, какой это красивый город. И на самом деле он, конечно, просто феноменален. Я играю по всему миру, но такие города, как Питер, – большая редкость. – Разве можно всю жизнь заниматься шоу? – Это не единственное наше шоу. Мы много работаем с оркестрами. Оба пишем музыку. Я много писал для Голливуда, сочинил музыку для фильма «Шерлок Холмс» и сам исполнил все скрипичные партии. Мы пишем для телевидения. Возможностей много. Но сейчас для нас очень важно делать такие специфические шоу-концерты, потому что важно привлечь в концертный зал новую публику. И она приходит. – Программа вашего шоу развивается? Вы дорабатывали ее для России? – Конечно. В это раз мы включили в программу даже музыку из «Цирка» Дунаевского, мелодию «Широка страна моя родная». Юнг-Ки не говорит по-русски ни слова, но выучил все реплики специально для этого концерта. – А когда привезете сюда свою музыку? – В этом шоу была и наша музыка. Может быть, в следующий раз сыграем здесь с оркестром. Мы с удовольствием могли бы привезти такой концерт. – Вы играли Моцарта как восточные мотивы. Но, конечно, эти самые восточные мотивы вы, по-русски говоря, «нутром чувствуете»? – В принципе, да. Я чувствую себя еврейским человеком, хотя и не обращаюсь напрямую к религии. Это просто чувствуешь, просто знаешь... – Вы ведь тоже играли клезмерскую музыку? Она вся неканоническая, как и представление классики в вашем шоу. – Конечно. Я сам писал много клезмерской музыки. Есть книга дуэтов издательства Universal Edition – в ней клезмерские дуэты, которые я написал и много раз играл: с Гидоном Кремером, Юлианом Рахлиным, с другими музыкантами.
После концерта Алексей Игудесман и Ричард Юнг-Ки Джу спустились к зрителям, долго разговаривали с ними и подписывали диски с записями своего шоу. Музыка и вправду «спустилась с небес» – но при этом ничуть не проиграла. |
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|