ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Василий Когаловский семинар Пинхаса Полонского 22-23 октября 2010 года

Василий Когаловский Пинхас Полонский:
                        «Диалог с Б-гом касается всех сторон жизни человека»
Четыре лекции за двое суток прочитал в Петербурге один из самых известных русскоязычных деятелей религиозного сионизма Пинхас Полонский. Бывший москвич уже 23 года живет в Израиле и пишет книги о том, что такое современный иудаизм, выступает с лекциями в России и США. Двадцать лет назад он стал одним из основателей организации «Маханаим», а сейчас ведет проект «Ежевика» — «академическую Вики-энциклопедию по еврейским и израильским темам».
Пинхас Полонский приехал в Россию со своей новой книгой «Израиль и человечество», в которой описывает новую перспективу развития сионизма – от создания государства-убежища к возрождению еврейского народа на его исторической родине в наши дни и далее, к периоду, когда Израиль будет оказывать прямое духовное воздействие на все человечество. Книга написана в соавторстве с раввином Ури Шерки, также одним из лидеров религиозного сионизма.
Еврейский мир сегодня шире и разнообразнее, чем в минувшие века. И потому первая лекция Пинхаса Полонского, состоявшаяся в петербургской синагоге, называлась «Б-гом избранный народ, который не верит в Б-га. Религиозное значение нерелигиозных евреев согласно философии рава Кука». Это провоцирующие и парадоксальное, как могло показаться вначале, название, отражает суть тех перемен, которые происходят в наши дни. Пока еврейство жило в рассеянии, его задача сводилась к самосохранению, выживанию среди других народов. Поэтому оно было закрыто от остального мира. В то время, когда Европа, а вместе за ней изрядная часть мира переживали научную революцию, двигались к признанию человеческих прав и свобод, к осмыслению ценности человеческой жизни, евреи диаспоры видели перед собой только узко-национальные задачи – и оказались вне общего процесса. В конце концов, разрыв стал слишком велик и побудил многих евреев отказаться от веры и традиций.
 Но именно это породило перемены в самом иудаизме, – считает Пинхас Полонский. С его точки зрения, на этом историческом этапе для развития еврейской жизни и оказались совершенно необходимыми нерелигиозные евреи. Потому что их позиция заставила евреев верующих иначе посмотреть на окружающий мир, приняв его со всеми достижениями цивилизации. Нерелигиозные круги еврейства, сохраняющие связь со своим народом, хорошо знакомы с культурой, наукой и занимают одно из ведущих мест в мировых процессах.
Пинхас Полонский читает лекцию в петербургской Синагоге. 2006 год. Фото из архива
Большой Хоральной Синагоги
Двести лет назад ничего подобного не было. «Те ценности, которые были выработаны в гетто, позволяют народу сохраниться, но не влиять на других. В диаспоре религия оказывалась только частью жизни вместо того, чтобы охватывать собой все. Установки религиозного истеблишмента требовали заниматься исключительно внутриеврейскими делами, все остальное выпадало из системы религиозных ценностей. Поэтому жизнь стала означать “жить, а также быть религиозным: человек живет, а также ходит в синагогу и соблюдает шабат”. Это – маленький, сжатый иудаизм: большой в диаспоре сохраниться не мог», – объяснил израильский гость.
Виленский Гаон в XVIII веке пытался внедрить преподавание математики в ешивах, но не преуспел: общинная бюрократия провалила это начинание. У самого Гаона были геометрические разработки, но его геометрия была геометрией 800-летней давности. Нерелигиозные евреи к тому времени продвинулись существенно дальше, они смогли воспринять ценности, которые все еще казались чуждыми и вредными руководителям общин. И обеспечили прорыв в большой мир и начало новой роли евреев в нем.
Нерелигиозные евреи нужны для перехода к «широкому» иудаизму. Они – писатели, поэты и музыканты, инженеры – готовят новый этап в развитии иудаизма, который подхватит новое поколение религиозных руководителей народа. Заселение Израиля сто лет назад тоже начали нерелигиозные сионисты, а сегодня ведущей силой стал сионизм религиозный, ведь «главное влияние, которое оказали евреи на мир – это Танах, а не Фрейд, не Эйнштейн и не сто нобелевских лауреатов. Это влияние Библии», – утверждает лектор.
А сегодня благодаря их деятельности появляется и новый взгляд на то, что такое иудаизм и религия вообще. «Религия – это диалог человека с Б-гом, и он касается всех сторон жизни человека. Если я занимаюсь наукой или развитием экономики, я должен заниматься этим в диалоге с Б-гом, иначе этот диалог не будет полноценным». Разумеется, к этому выводу пришли не сами нерелигиозные евреи. Так смотрел на вещи один из выдающихся раввинов XX века, первый ашкеназский раввин Эрец Исраэль р. Кук, с точки зрения религиозных сионистов, раздвинувший рамки традиционного иудаизма. Впрочем, из того, что нерелигиозное еврейство сыграло на определенном этапе столь важную роль, вовсе не следует, что можно бросить веру отцов ради приобщения к общечеловеческим ценностям. Наоборот, сами эти ценности должны подвергнуться еврейскому воздействию. «Главная задача нашего народа – духовное влияние на мир. Именно для этого Б-г создал евреев», – напомнил Пинхас Полонский.
Вот только численность евреев в России, уменьшившаяся за последние сто лет в десять раз, будет сокращаться и дальше. Петербург, – считает автор книги, – не исключение. Центром еврейской жизни вновь стала земля Израиля.
Лекция неожиданно для многих оказалась еще и дискуссией. Из зала сыпались реплики и вопросы, а основатель «Маханима» отвечал, побуждал задавать новые и сам ставил перед слушателями проблемы, в которых предстояло разобраться совместно.

После лекции Пинахас Полонский ответил на наши вопросы.

– Ваша книга – о новых задачах, стоящих перед еврейским народом. Но как их решить?
– Чтобы Израиль стал духовным центром человечества, нам нужно пересмотреть многие вещи в иудаизме. Никак не отказываясь от традиции, разумеется, с полной ортодоксальностью, но при этом модернизировать иудаизм во многих аспектах. Ортодоксальная модернизация поможет нам стать духовным центром человечества. О том, как это делать, и написана книга. В ней, конечно, нет готовых рецептов. Есть только наметки. Но мы должны продвигаться в этом направлении.

– Ваши позиции основаны на идеях и подходах рава Кука. Но некоторые ваши суждения в Интернет-сообществах, посвященных проблемам иудаизма, подвергаются критике. Пишут, например, что Кук был всего лишь жестко ортодоксальным лидером, а его модернистские стремления Вы сильно преувеличиваете. Что Вы отвечаете таким людям?
– Разумеется, р. Кук был жестко ортодоксальным человеком, это абсолютно правильно. Но при этом он был абсолютным модернистом – это тоже правильно. Он был ортодоксальным модернистом. В моей книге – множество цитат из р. Кука, они подробно рассмотрены. Это прямое объяснение из самого Кука. Мои книги получили аскамот, т.е. согласие ведущих раввинов ешивы «Мерказ а-Рав», духовных наследников р. Кука, – и их поддержку. Некоторые мои оппоненты мало что знают Куке и его идеях. Вступать в дискуссии с ними нет смысла. Желающие могут прочитать цитаты из самого рава.

– Вы нарисовали в своих лекциях пессимистическую картину будущего российского еврейства. Зачем же приезжать сюда с лекциями?
– Когда-то Ильф написал: «Мне не нужна вечная игла для примуса, я не собираюсь жить вечно». Я живу в своей эпохе, на мою жизнь российского еврейства хватит. В следующем поколении этого уже не будет. Мои дети – уже не русскоязычные евреи. Но мы должны оказать влияние на свое поколение. Это единственная возможность менять мир.

 






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї