| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Елена Беспалова выставка
Елена Беспалова «Между жизнью и смертью» |
Залман Градовский и Маргарита Жилинская никогда не встречались. Он работал конторским служащим в местечке недалеко от белорусского города Гродно, она закончила медицинский факультет 1-ого Московского государственного университета. Их объединяет только одно – Освенцим.
Взгляд этих людей на события в самом ужасном концлагере, где было уничтожено 4,5 миллиона человек, стал темой для выставки «Между жизнью и смертью», которая сейчас проходит в Военно-медицинском музее.
Залман Градовский попал в Освенцим 8 декабря 1942 года. Всю его семью тут же отправили в газовую камеру, а его отобрали для работы в зондеркоманде. До войны Градовский увлекался литературным творчеством, и, попав в лагерь, он решил, что должен написать о зверствах, совершаемых нацистами. Свои записки он прятал во фляги и закапывал вместе с пеплом сожженных людей. 7 октября 1944 года Градовский погиб во время восстания в лагере, в ходе которого был выведен из строя крематорий № 4, что спасло жизни многим людям.
На выставке представлены фляга и записки Залмана Градовского, сделанные на идише. Рядом – перевод на русский. «Пусть будущее вынесет нам приговор на основании моих записок и пусть мир видит в них каплю, минимум того страшного трагического света смерти, в котором мы живем», - такими словами заканчивается послание Градовского.
Маргарита Жилинская оказалась в Освенциме в апреле 1945 года вместе с терапевтическим полевым подвижным госпиталем № 2692, который она возглавляла. Усилиями Маргариты Александровны и врачей ее госпиталя были вылечены около 700 бывших узников концлагеря. В 1960 году она передала Военно-медицинскому музею некоторые документы и вещи из Освенцима, которые также стали частью экспозиции.
Выставка «Между жизнью и смертью» производит сильное впечатление, и не только материалами, которые там представлены. Оформитель, главный художник Военно-медицинского музея Тамара Петушкова, продумала каждую деталь композиции. Помещение разделено на две части. В первой плакаты с улыбающимися людьми – напоминание о счастливой довоенной жизни. Во второй – фотографии узников Освенцима, железная проволока, приглушенный свет, черный навесной потолок, символизирующий землю, которая перевернулась от скорби. И слова из 87 псалма Давида: «Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней». Посередине комнаты уродливая кирпично-бетонная тумба, на которой стоит большая стеклянная ваза. В нее посетители музея могут положить записки со своими размышлениями о выставке и о войне. Но когда выходишь оттуда, не хочется ни писать, ни говорить. Хочется просто помолчать в знак скорби о всех жертвах нацистских лагерей. |
|
|
|
|
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|