ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Василий Когаловский открытие выставки в государственном музее истоии религии

Василий Когаловский От заплатки до золотого льва
Необыкновенная выставка открылась в Государственном музее истории религии. Она называется «Обыкновенная синагога».
Выставок, посвященных синагогам, в России до сих пор, кажется, не было. Эта – первая. Большая экспозиция Этнографического музея «История и культура евреев России» связана, прежде всего, с повседневным бытом. Возможность посмотреть, какими были синагоги в старой России, как они выглядели снаружи и внутри, появилась только теперь.
Петербуржец, привыкший к зданию Большой Хоральной Синагоги, выстроенному в арабо-мавританском стиле, откроет для себя утраченный ныне мир синагог деревянных, с великолепными росписями стен и потолков, с особой мебелью, с чехлами для Торы, которые шили сами прихожанки. Они увидят и каменные здания, бывшие то настоящими крепостями, то невзрачными и порой облезлыми домиками, внешний вид которых никак не свидетельствовал об их предназначении. В черте оседлости их были тысячи, но от большинства остались только воспоминания, фотографии, выполненные сто лет назад экспедициями петербургского исследователя Семена Ан-ского, и предметы, реквизированные советской властью, попавшие в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а потом ставшие экспонатами Государственного музея истории религии на берегах Невы.
Фотографии для этой выставки предоставил Центр «Петербургская иудаика», он их уже показывал в Европейском университете. А вот вещи из синагог увидеть было нельзя. В экспозицию, посвященную иудаизму времен Первого и Второго храма, они включены не были. Залы, рассказывающие об иудаизме XIX–XX веков, – еще в планах.
В фонде музея по иудаизму – 1200 экспонатов. На выставку пока попало всего около 70-ти и примерно столько же фотографий. Их могло быть больше, но многие предметы требуют восстановления. Только благодаря поддержке фонда «Авихай» удалось реставрировать и выставить «еврейский текстиль» – облачения Торы и парохеты (занавести для шкафа, где хранятся свитки Торы). Средства еще одного фонда позволили выполнить дизайнерское решение зала. Хотя еврейские организации давно сотрудничают с образовательными и культурными учреждениями, это первый случай, когда такие фонды помогли устроить выставку в государственном музее. Меценатов нашли кураторы экспозиции: директор «Петербургской иудаики» Валерий Дымшиц и научная сотрудница этого Центра и одновременно Музея истории религии Алла Соколова. Они ставили задачу воссоздать жизнь обычных синагог в «черте оседлости». И потому старались подобрать не уникальные, а характерные, типичные для них вещи и визуальные образы. «Но многие предметы обладают высокими художественными достоинствами, – говорит Валерий Дымшиц. – Например, очень красивая Кетер Тора, корона Торы, восхитительный парохет, хорошая коллекция еврейского текстиля. Здесь нет руин. Здесь интерьеры, живые люди. Здесь все живет, как оно было».
На открытие выставки пришли и исследователи (они уже обещали привести сюда студентов), и члены еврейской общины, в том числе главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер. А кураторы экспозиции уверены, что она может быть интересна многим. «Это самый простой путь, когда какие-то сентименты заставляют людей вглядываться в детали, пристально изучать фотографию. Если кто-то знает, что его прабабушка родом из губернского Могилева, то кто может поручиться, что на фотографии не она стоит в этой шляпе? – замечает Алла Соколова. И показывает чехлы для Торы, вышитые руками простых женщин, которые хотели сделать что-то красивое и принести в свою синагогу. – Самое интересное на одном из чехлов – заплатка сбоку. Есть и очень богатые Тора-Мантл (облачение для свитка Торы) – и очень простые. Эта трогательная заплатка ничуть не менее интересна, чем вышитый золотом лев на другом чехле». Мир старых еврейских местечек и их синагог предстает чрезвычайно разнообразным и многоликим. И оказывается, что даже знающему человеку нужны пояснения и комментарии. Иначе не понять, почему среди декоративных деталей синагоги – двуглавый орел (вовсе не имперский герб, а символ Царя царствующего), почему его поддерживают грифоны с трубой и шофаром, а на росписи XIX века корабли, везущие евреев в Святую землю, оказываются колесными пароходами. Иначе не прочесть и не истолковать правильно надписи на иврите и идише.
Этикетки с развернутым описанием каждого экспоната готовили Алла Соколова и Валерий Дымшиц. Он объясняет: «В художественном музее это было бы выставлено как декоративно-прикладное искусство; соответственно, все, что было бы написано на этикетке, – это название предмета с указанием «шелк, шитье». А здесь можно было сообщить: что, почему, зачем. Для культовых вещей всегда характерно большое количество надписей. Мне не нравится, когда посетителям предлагают смотреть на эти надписи не то как на орнамент, не то как на непонятные закорючки. Мы старались или перевести надпись, или объяснить, о чем она говорит».
А еще эта выставка опрокидывает идущие из художественной литературы представления о беспросветной жизни еврейства даже в «черте оседлости», о темных и убогих молельнях. Стоит увидеть один только снимок синагоги в Староконстантинове. «Смотрите, какое здание, сколько света! Арон а-кодеш – помпезный, нарядный, торжественный, по своей фактуре он может поспорить с любым барочным католическим алтарем примерно того же времени. Вон какие хоромы!» – показывает куратор экспозиции. На соседних снимках запечатлены те самые «местечковые евреи». Многие очень бедны, но в их лицах – достоинство и осознание того, Кто стоит над ними и над всем этим миром.
Выставка будет работать до 5 декабря
          Валерий Дымшиц ведет экскурсию по выставке                 Директор ГМИР Борис Аракчеев и Алла Соколова






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї