ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Василий Когаловский интервью с Соломоном Трессером

Василий Когаловский Еврейская книга Соломона Трессера


еврейские экслибрисы

Режиссеру, актеру, одному из основателей театра «Суббота», президенту Санкт-Петербургской ассоциации независимых театров-студий «Товарищество на вере» Соломону Трессеру исполняется в этом году 60 лет. А его коллекционерской страсти – 50.
Он собирает книги, экслибрисы, произведения книжной графики и открытки. И не только собирает.
Книголюб книголюбу рознь. У одних стоят на полках целыми сериями нетронутые дорогие издания, купленные совсем не для чтения. Другие изучают книги и связанное с ними творчество писателей и художников, идут в архивы, пишут книги о книгах и превращают
частное библиофильство в общее культурное наследие. Именно из таковых – Соломон Трессер. Его частная театральная библиотека была лучшей в стране – и оставалась бы, если бы не пожар, уничтоживший часть ее в 1990-х годах. Есть и другая часть коллекции: библиофил собирает редкие материалы по иудаике.
Первого июля в Галерее Третьякова на Пионерской ул., 2 откроется выставка образцов графики, целиком основанная на коллекции иудаики из собрания Соломона Трессера. А днем раньше на заседании Клуба библиофилов «Бироновы конюшни», который собирается в музее Пушкина на Мойке, собиратель выступит с сообщением «Прикнижная графика как предмет коллекционирования».

– Коллекционирование иудаики у человека с вашим именем случайным быть не может…
– Целенаправленно собирать материалы по иудаике я начал в перестройку. Тогда на рынок было выброшено много коллекционных материалов. Хотя подспудно собирал эти книги и раньше.
Меня зовут Соломон, так и в паспорте записано. Много ли вы знаете Соломонов в послевоенном поколении? Соломон Спивак (он, как и я, из Черновцов, мы одногодки, вместе в театрах играли) в афишах значился как Семен – так заставляли писать. Я настоял, чтобы меня указывали именно как Соломона Трессера. Когда стал публиковаться, мне тоже все время рекомендовали взять псевдоним, но я отказывался. Так что эта тема для меня всегда была актуальна.
А в 1979 году «органы» обвинили меня в сионистской пропаганде на трассе БАМа, где наш театр был на гастролях. Это, конечно, кажется анекдотом. Но я оказался на «бумажной» работе. Появилось время. И из «профессиональных революционеров» в театральном деле я перешел в «профессиональные коллекционеры».

– Что самое интересное в этой части Вашего собрания?
– У меня крупнейшая в стране коллекция экслибрисов иудаики – больше тысячи знаков. Первым из них был сделанный для меня экслибрис: художник закамуфлировал магендавид под театральные фонари и кулисы сцены, хотя, если приглядеться, он ясно читается.
А в 2002 году Центр «Петербургская иудаика» провел выставку, выпустил диск и книгу «Еврейский мир в почтовых открытках». Я был одним из пяти коллекционеров, предоставивших материалы для нее.
Но главное в моем собрании – книга и прикнижная графика.

– Была ли еврейская книга в России особенным явлением? Чем она отличалась от прочей литературы?
– Представьте, в начале XX века все еще существовала черта оседлости, а в Петербурге уже выходили собрания сочинений еврейско-русских писателей. Русскоязычная книга становилась в еврейской среде массовым явлением. Над оформлением этих многотомных собраний работали молодые, еще не получившие всемирной известности Чехонин, Бакст... Этот период был временем становления нового явления: появилось понятие книги как целостного создания, где все равноправны – художник слова, художник кисти и художник-типограф. Как и весь русский авангард, это имело общеевропейское и общемировое значение.
В графике этих книг были элементы иудаики. Кстати, еврейской темой в книжной графике исследователи почти не занимались, она была «табуирована». В Одессе в 1906 в году Жаботинский организовал легальное сионистское издательство «Кадима». И художник Соломонов создал дизайнерский «пакет» – обложки для русскоязычных брошюр, для брошюр на идише, для газеты, открыток. Впервые в практике книговедения мне удалось собрать и опубликовать издательские марки, созданные одним художником, - и это были работы Соломонова. Между прочим, кроме тиражных изданий у меня есть его подлинные рисунки и офорты.

– Удается ли за обложками увидеть живых людей?
– Конечно. По архивным документам я смог восстановить биографии Михаила Исааковича Соломонова и еще одного забытого еврейского художника – Григория Иосифовича Гидони. О Соломонове все знали, что такой художник есть, его работы ходят по аукционам. Но так как он погиб в блокаду, даже не был известен его год рождения. Я выяснил время и место его рождения и смерти. А Гидони – это целое семейство людей искусства. Александр Гидони входил в блоковский круг и – об этом нигде не написано – был совладельцем журнала «Аполлон». Григорий Гидони – очень хороший график. Он первым запатентовал светомузыку. Его биография до сих пор была неизвестна. А их сестра играла в Александринском театре.
Одна из тем, которой я занимаюсь сейчас, – Еврейское общество поощрения художеств. Оно действовало в Петербурге с 1915 по 1919 год. Занимаясь Соломоновым, я набрел на архив Общества и обработал его. Оно провело четыре выставки. Я нашел каталоги трех и ищу последний, четвертый. В Общество входили Шагал, Лисицкий, Альтман, ставшие впоследствии великими. Пока об этом обществе нет ни единого труда, только одна статья американской исследовательницы.

– Но ведь и Вы собрали большой исследовательский материал. Собираетесь издавать?
– Я готовлю к публикации статью об этом обществе. Но, к сожалению, пока никто, в том числе в еврейских кругах, не предлагает издать книгу, хотя о гонорарах речи не идет. Вообще, все, что я пишу, выходит в безгонорарных изданиях, на голом энтузиазме. С кризисом исчезли последние спонсоры. Но не все так плохо. Частный издатель предложил подумать о книге, посвященной Соломонову. Внучатый племянник Григория Гидони тоже радеет о выпуске биографии деда…
Собрание Клуба библиофилов «Прикнижная графика как предмет коллекционирования» состоится 30 июня в 18:00 в Всесоюзном музее А.С. Пушкина по адресу: Мойка, 1

Открытие выставки «ХХ век. Графика из собрания Соломона Трессера коллекция «Иудаика» состоится 1 июля 2010 г. в 18:30 по адресу: ул. Пионерская, д .2, ст. м. «Спортивная». Выставка продлится до 28 июля.






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї