ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

концерт главного кантора Вены, Шмуэля бар Зилая

Василий Когаловский Шмуэль Бар-Зилай: кантор – это лицо общины!

Главный кантор Вены открывает петербургским читателям тайны канторского мастерства, которое, оказывается, может не только возвысить душу молящихся, но и помочь… перенести операцию без наркоза!

Все совпало, будто было подгадано заранее: съезд раввинов, открытие грузинской синагоги, внесение свитка Торы и приезд знаменитого кантора Шмуэля Бар-Зилая. И кантор пел – и при входе в синагогу, на празднике, и на концерте, специально устроенном общиной.
Шмуэль Бар-Зилай – израильтянин, иерусалимец в седьмом поколении и главный кантор Венской хоральной синагоги, лирический тенор. Он учился у самых знаменитых хазанов. Канторами были его дед и отец. Бар-Зилай исполняет и канторскую, и клезмерскую, и оперную музыку, и песни на иврите и идише. Без «а идише маме» не обойтись было и на этот раз. Хотя начался концерт, конечно, с традиционного благословения «Шехияну».
Пианист Евгений Хаздан аккомпанировал многим канторам, приезжавшим в Петербург. Но венский гость привез такие произведения, которые здесь еще не звучали. Их нужно было выучить за один день. Кантор и музыкант справились.
Перед самым концертом Евгений Хаздан признался: «Мы репетировали, но я до конца не понимаю, что же выйдет в результате. Для меня общение с кантором каждый раз – загадка. Он владеет традицией и хорошо чувствует публику. В зависимости от того, что ей нужно, концерт проходит по-разному. Мы предусмотрели несколько возможных сценариев. Песня рождается в момент исполнения. Она идет от сердца, в ней и мастерство, и искренность, и знание традиции, и молитвенное начало. Только так это возможно, иначе она потеряет свою прелесть».
Вопреки всем сценариям Бар-Зилай пел даже то, о чем заранее не договаривались, так что под конец концерта два исполнителя называли друг друга феноменальными музыкантами.
Но был и третий. Микрофон в руки взял главный раввин Петербурга Менахем-Мендел Певзнер. Одну из хасидских песен они с Бар-Зилаем спели вместе, и это была самая большая импровизация. А слушатели аплодировали, подпевали и даже с помощью кантора выучили за время концерта две песни. Концерт закончился еще одним дуэтом - Главный кантор Вены спел  композицию "Осэ шалом" вместе с "юным дарованием" еврейской общины - певцом Львом Эльгардтом, чей мощный бас великолепно сочетался с блистательным тенором Бар-Зилая. Как пошутил ведущий концерта, "Теперь наш Лев непременно должен спеть в Главной Синагоге Вены!"

По словам представителей еврейской общины, в петербургской Синагоге успешно выступают с концертами многие известные исполнители, но «разогреть» сдержанную питерскую публику настолько не удалось еще никому: овации буквально сотрясали зал, а в конце зал приветствовал кантора стоя.

Шмуэль Бар-Зилай дал небольшое интервью для нашего портала.

– Все знают, что кантор – это тот, кто поет в синагоге. Но ведь круг его обязанностей шире. В чем заключаются ваши обязанности как главного кантора общины?
– Кантора на иврите называют шалиах циббур, то есть «посланец общины». Эта должность – особенная. Во время молитвы в общине люди должны знать, какие именно слова нужно произносить в данный момент; потому что начать и закончить чтение каждого отрывка нужно одновременно. В этом им помогает кантор: он и ведет молитву. Его обязанности в большей степени связаны именно с молитвой и в меньшей – с пением. Кроме того, с давних времен он отвечает за подготовку детей к бар-мицве, учит их чтению Торы, увеселяет жениха и невесту на свадьбе, утешает скорбящих на похоронах.

– Но вы ведь еще и концерты даете, и с театрами сотрудничаете. 
– Некогда хазаны пели только в синагогах. Но есть евреи, которые не ходят в синагогу. Нужно дойти и до них. Кроме того, канторы могут показать свое искусство, исполняя на концертах часть тех молитв, которые поются в синагогах.

– Удается привести евреев с концерта в синагогу?
– Да. Я порой встречаю в синагоге людей, которых прежде видел на моих концертах. Когда слушатели интересуются, где я еще выступаю, я рассказываю им, что веду молитву. И многие евреи, которые не собирались идти в синагогу, понимают, что там тоже может быть красиво, и именно поэтому приходят туда. Когда хазан дает концерт, он оказывается лицом общины. Это и есть связь между концертом и основной задачей хазана – ведением общинной молитвы. Но, конечно, остается молитвой, даже если в ней есть элемент выступления. А концерт – это шоу, где кантор может исполнять перед публикой и другие произведения, например, оперные арии, песни на идише и иврите.
На презентацию моего диска пришла кандидат на пост президента Австрии Хайде Шмидт. Ее спросили, понимает ли она, о чем я пою. «Не понимаю, но есть мелодии, которые входят в сердце», – ответила она. Канторские напевы и должны входить в сердце.

– Вы из старинного канторского рода. Передается ли «по семейной линии» исполнительская традиция?
– Есть старинные мелодии, созданные для того, чтобы помочь человеку яснее осознать слова молитвы. В таких песнях много чувства, оно и помогает проникнуться молитвой. Есть правило, запрещающее менять мелодию. Потому что в каждой общине – свой обычай чтения молитвы (нусах), связь между молитвой и общиной разрывать нельзя.
Мой прадед Яаков Айзенбах был кантором в иерусалимском районе Меа-Шеарим, старики из этого района и сегодня помнят напевы его молитв. Я – из семьи моджицких хасидов. Я – из семьи моджицких хасидов. Вместе с отцом мы молились в моджицкой синагоге, он был хорошо знаком с дедом нынешнего ребе этого движения и его отцом, также моджицким ребе. В этом направлении хасидизма особенное внимание уделяется мотиву молитв и песням на их основе. Ребе, возглавлявшие это движение, тоже сочиняли такие песни. Ребе Яакову-Эдидье Элазару, сыну основателя моджицкого направления, предстояло перенести операцию, но он не хотел, чтобы врачи использовали наркоз: ребе считал, что это может привести к проблемам с памятью и повредить его знанию Торы. Он сочинил канторскую песню на собственную мелодию и пел ее во время операции. Операцию он перенес без наркоза. 

– Случай с операцией наверняка вошел в вашу книгу о музыке в хасидизме.
– Я в самом деле привожу его в книге. В ней я писал о том, как канторское пение может привести молящегося к духовному возвышению. Молитвенные напевы – не изобретение хасидизма, к ним обращались всегда. Можно вспомнить о песне евреев, перешедших через расступившееся море. Но хасидизм специально обращается к пению, для того чтобы подать молитву красиво и чтобы в человеке, который ее поет, что-то изменилось. Не только в канторе – в каждом молящемся. Если человек не просто приходит слушать кантора как на концерт, а сам поет молитву, это помогает ему достичь в ней более высокого уровня. Один ребе сказал: когда человек танцует, он поднимается над землей, над материальным миром – и в духовном плане тоже. Многие молятся с пением, раскачиваются, танцуют. Ведь молиться нужно не только ртом или глазами, а всем телом: это совершенно другое дело.
Когда раввин приходит в общину, он говорит: мой отец был раввином, мой дед был раввином. И его уважают. Когда в общину приходит кантор, он поет. Если он поет хорошо, все замечательно. А если поет плохо, ему не поможет, что его отец и дед были канторами.

– Недавно в Петербург приезжал известный оперный певец Нил Шикофф, он пел Элеазара в опере «Иудейка» в Михайловском театре. А вы ведь с ним знакомы и даже консультировали его…
– Да. Его отец, Сидней Шикофф, был в Америке знаменитым кантором. А Нил – очень известный оперный солист. Мы пели вместе на 175-летии Венской синагоги.
Когда в Вене ставили эту оперу, режиссер обратился ко мне и попросил посетить репетиции. Мне пришлось сделать несколько замечаний. Например, по нашей традиции субботние свечи стоят вместе, а у них они были порознь, участники пасхального седера в одной из сцен оперы облокачивались на правую руку, а нужно на левую. В фильме, снятом на основе оперы, Нил Шикофф надевает тфилин – это нужно было сделать правильно.

– В Петербурге вы попали на съезд раввинов. А бывают ли такие съезды у хазанов?
– Да, и в Америке и Европе. Там обсуждается, например, как кантор должен взаимодействовать со своим раввином, как он должен работать с общиной, как обучать новых канторов. Решаются галахические вопросы, потому что молитва – момент очень ответственный, в это время произносятся имена Всевышнего. Конечно, происходит и музыкальный обмен.

Благодарим раввина Дани Аша за перевод интервью!
Интервью с Нилом Шикофф’ым читайте здесь

Фоторепортаж Юрия Алейникова






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї