Два молодых еврейских музыканта – он и она – встретились в нацистской Германии, поженились – и смогли выехать в США в июне 1941 года, всего за несколько дней до того, как остальные немецкие евреи были отправлены в концлагеря. Судьба этой четы стала главной в лекции американского радиокомментатора Мартина Гольдшмидта, посетившего в эти дни Санкт-Петербург. Он рассказывал… о своих родителях, членах «Еврейского Культурбунда», организации, которая объединила еврейских художников, музыкантов и артистов, живших в годы нацизма. Исполнителями концертов и спектаклей, как и зрителями, были исключительно немецкие евреи. Им был закрыт вход в обычные театры, филармонии и другие учреждения культуры, как и возможность работы в государственных структурах. Для еврейской интеллигенции «Культурбунд» был единственной возможностью творчески реализовать себя в условиях нацизма и жесткой сегрегации в обществе, для официальных властей Германии – пропагандистским козырем, который позволял заявлять о том, что евреи будто бы не подвергаются гонениям. Лекция этого американского радиокомментатора, популяризатора классической музыки, стала частью завершающего концерта XVII фестиваля проекта «Образовательный мост», объединившего Петербург и Бостон. Программа «концерта с историческими комментариями», которую вел Мартин Гольдшмидт, совпадала с афишей одного из последних концертов «Культурбунда» в мае 1941 года. В Петербурге произведения Джованни Платти, Франца Данци и Людвига Тулле исполняли солисты оркестра Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата». Отец Мартина Гольдшмидта умер в прошлом году, фестивальный концерт был посвящен его памяти. В 1935 году он, 22-летний флейтист, был вынужден оставить консерваторию, учебу в которой ему запретили фашистские законы, и намеревался эмигрировать в Швецию. Однако его просили заменить отсутствовавшего музыканта на выступлении оркестра «Культурбунда» во Франкфурте. Там он встретил 18-летнюю флейтистку и не смог ее забыть. Уехав в Швецию, он завязал с ней переписку, а в 1936-м вернулся, чтобы исполнять музыку вместе – прекрасно сознавая, что его ждет в Германии. До 1938 года они играли во Франкфурте, а когда, после ужесточения расовых законов, местное отделение «Культурбунда» было закрыто, переехали в Берлин. В конце 1940 года музыканты «Культурбунда» были приглашены с концертом в американское посольство. Там молодым людям помогли заполнить документы на эмиграцию в Америку. В США они смогли продолжить музыкальную карьеру – во многом благодаря тому, что не оставляли своих занятий и в Германии. Однако многие их коллеги поддались фальшивому ощущению безопасности, и это стоило им жизни. Тем не менее, Мартин Гольдшмидт называет членов «Культурбунда» героическими людьми, противостоявшими нацизму. Этот вывод содержится и в его книге, которая также была представлена слушателям «Концерта с историческими комментариями». |