| ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ |
|
| ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА |
|
| |
Антисемитская картина. Мнения экспертов
Мнения экспертов |
Повторять в тысячный раз, что «евреи жадные» – скучно и грустно.– Дмитрий Дубровский, ученый-этнограф и правозащитник, эксперт по проблемам ксенофобии.
- С одной стороны, художник – исследователь границ дозволенного, он по сути – провокатор. А у нас художников сильно застращали: вспомним хотя бы историю с выставкой «Осторожно, религия!» С другой стороны, провокация должна быть креативной. Плохо, когда художник повторяет избитые, имеющие некрасивую историю сюжеты. Если проецировать эту картину в плоскость нацистских карикатур на евреев, то ведь ничего и менять не надо. Здесь имеет место копирование, по всей видимости, неосмысленное, враждебных культурных стереотипов. Художник проецирует общественные фобии в картину. И это неправильно: наоборот, картина должна наводить на размышления, заставлять задуматься. И тут мы подходим к идее социальной ответственности художника. Художник, как и журналист, несет огромную ответственность перед обществом. Зачем в тысячный раз повторять стереотип о том, что «евреи – жадные»? Это скучно и грустно. Антисемиту не надо ходить на выставку, чтобы почерпнуть эту светлую идею. Достаточно просто перечитать «Майн Кампф». На мой взгляд, то, что такая картина выставлена, - это большое безобразие в человеческом смысле. Меня удивляют люди, которые отобрали эту картину для выставки. По-моему, это большой привет городской программе «Толерантность»!
|
Представление о высокомерии хасидов – результат взаимонепонимания культур. – Мойше Трескунов, руководитель Информационного отдела Большой Хоральной Синагоги.
По словам Владимира Верещагина, хасиды показались ему «высокомерными». Пару раз мне приходилось слышать такое мнение. Между тем, сама философия хасидизма в корне чужда высокомерию и тщеславию. В чем же тут дело? Я думаю, что это вопрос взаимонепонимания культур. Имеются представления о христианской религиозности, когда правильное поведение – это тишь и смирение, глаза долу. Такие ожидания автоматически распространяются вовне, на представителей других религий. И когда еврей идет, гордо подняв голову, это воспринимается как попрание основ религиозности. Безусловно, скромность приветствуется иудаизмом, но понимается иначе, чем в христианстве. Еврей, в отличие от христианина, убежденного в изначальной греховности человека, считает, что имеет право на этот мир. В Талмуде даже говорится о том, что каждый человек имеет право сказать: «Весь мир создан ради меня». Уверенный взгляд и походка хасида, с точки зрения несостоявшихся ожиданий, может восприниматься как наглость и надменность.
|
|
|
|
|
| |
| ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА |
|
|