Есть ли будущее у кошерного Интернета?
|
Евреи в аэропортах: кошелек или жизнь безопасность или скромность? Кому приятно оказаться в образе Адама или Евы перед незнакомым (или даже знакомым!) сотрудником безопасности аэропорта? Мало кому, а евреям особенно, ведь аэропорт – не сад Эден... На прошлой неделе Ассоциация ортодоксальных общин Европы официально выразила свое беспокойство по поводу установки в аэропортах сканеров, полностью «просвечивающих» пассажиров. «Использование этих сканнеров нарушит право соблюдающих еврейских женщин на скромность, поэтому мы просим, чтобы досмотр
|
и сканирование женщин осуществляли только сотрудницы службы контроля ». Действительно, откуда в западной цивилизации ждать уважения к скромности? Около 10 лет на фоне протестов правозащитников правительства стран ЕС ведут споры: устанавливать или не устанавливать при прохождении контроля безопасности специальные сканеры, которые, в отличие от рамок-металлодетекторов, с помощью антенн миллиметровых волн создают изображение человека буквально «в чем мать родила». В Нидерландах «обнажающие» сканеры уже установлены, скоро они появятся в Великобритании и Италии. Провалившаяся 24 декабря попытка взорвать американский самолет нигерийцем, пронесшим детали бомбы «под исподним», поставила вопрос ребром: безопасность превыше скромности. Преимущество сканеров, в отличие от обычных рамок, – возможность увидеть, например, проглоченную бомбу в желудке террориста.
Хабаду в Мумбаи угрожают Более года назад волна терактов в Индии унесла жизни 166 человек, в том числе Габриеля и Ривки Хольцберг, эмиссаров движения «Хабад Любавич» в Мумбаи. Год спустя Хабад предупреждают об угрозе: на месте реконструкции Хабадского центра неизвестные оставили рукописное письмо такого содержания: «Израиль – собака. Мы снова нанесем удар. Хайль Гитлер» с соответствующим приложением – фотографией фюрера. Израильское посольство обратилось к индийским службам безопасности, которые заверили, что подобные письма получают все иностранные представительства в Индии. В Рош Ашана в Индии было объявлено об угрозе терактов против евреев, израильтян и европейцев. Слава Б-гу, угроза оказалась беспочвенной.
Демонтаж меноры в Кишиневе простили Антисемитизм и антисионизм могут принимать формы от страшного до нелепого. В прошлом месяце, как писал Jewish Globe, в Кишиневе группа православных верующих демонтировала ханукальную менору и установила вместо нее крест. Кишиневская прокуратура состава преступления в этом деянии не нашла, и демонтаж меноры сошел хулиганам с рук.
Интернет-войны харедим В Израиле лидеры израильских харедим и вебсайты для харедим ведут войну: быть или быть кошерному Интернету? В декабре 2009 г. в газетах харедим появилось постановление, предписывающее закрыть сайты для ортодоксов и запретить евреям на них заходить, а рекламодателям с ними сотрудничать. Его подписали лидеры партии «Дегель А-Тора», в первую очередь, главы литовского направления иудаизма Хаим Каневский, Йосеф Шломо Эльяшив (которому в этом году исполнится 100 лет) и его шурин Аарон Лейб Штайнман. Духовный лидер партии «Шас» Овадия Юсуф подписывать письмо не стал. Могут ли евреи пользоваться «фильтрованным Интернетом» и кошерными поисковиками – единства на эту тему в ортодоксальном еврейском мире не было и нет. Самые консервативные среди харедим литовского направления, а также Сатмарские хасиды – за тотальный запрет на Интернет для соблюдающих евреев. Бельцкие хасиды в 2008 г. разрешили своим членам доступ к глобальной сети, но с оговорками: только ради работы («зарабатывания на хлеб») и только через «кошерных» провайдеров. Самым либеральным, пожалуй, является движение «Хабад Любавич», которое имеет целую сеть собственных веб-сайтов и считает своей задачей не только сохранить, но и расширить еврейскую общину. Война между тем продолжается: Гай Коэн, владелец сайта «Hadrei Haredim», покинутого рекламодателями после публикации письма, собирается подать против раввина Моше Карпа из Модиин Илита, возглавляющего кампанию борьбы против Интернета, иск на сумму в 1 млн шекелей.
Интернет на службе общины О пользе Интернета для еврейских общин пишет главная еврейская газета Германии «Judische Allgemeine» (от 7 января 2010). Может быть, для харедим в Иерусалиме и Бней Браке доступ к глобальной сети во вред, но за пределами Израиля без этой самой сети общинам пришлось бы тяжко. Как выглядит теперь Интернет на службе у строителей еврейских общин любого толка в США, Германии и России? У каждого раввина своя страница на Facebook или Вконтакте; на Youtube выкладываются записанные уроки Торы; Бар- и Бат-мицву транслируют онлайн для родственников в других штатах, странах и городах, а учителя еврейских школ пишут в Twitter о том, что происходит в классе – родителям на радость или огорчение, смотря по поведению детей. Интернет «соединяет» членов общины между собой и с самой общиной, но при этом повышает прозрачность еврейства для посторонних глаз.
|