ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Леция раввина Цви Патласа в синагоге Петербурга

Конь в кипе

В минувший четверг в Синагоге прошла лекция р. Цви Патласа. Р. Патлас, бывший шоумен и актер, ученик самого «Старика Хоттабыча», ныне является известным раввином и лектором Торы, главным редактором издательства «Пардес», ведущим уроков Торы на радио «Коль Исраэль», продюсером фильмов на еврейскую тему.

Вчера вечером в Синагоге побывал необычный гость. В прошлом мим, актер и режиссер еврейских театров, а ныне раввин, преподаватель ешивы и ведущий уроков по иудаизму на Коль Исраэль, р. Цви Патлас специально приехал в Петербург, чтоб рассказать о «тшуве» (букв. возвращение) – раскаянии в еврейской традиции. «Что такое возвращение?» – спрашивал рав Цви слушающих, и сам же отвечал: «Чудо!». А как же можно рассказать и описать это чудо? Оказывается, можно. Место действия – земной шар, от Петербурга до Иерусалима, от Биробиджана до Оттавы. Главные действующие лица – рав Патлас, еврейский народ, и еще Некто, рангом повыше. Название действия: «Конь в кипе». Почему в кипе и почему конь? Обо всем по порядку.
Не получается? И слава Б-гу!
Лекция, правда, началась с заминки: рав Цви собирался показать фильм про своего учителя Ицхака Зильбера, проделавшего путь от учителя советской школы до воспитателя множества праведников,  –  но, увы, диск «не читался». Гость из Израиля поспешил успокоить пришедших и объявил, что раз «дело сначала не идет на лад», значит это дело благое, и чтобы совсем убедить слушателей рассказал притчу гаона из Вильно: «Если все идет гладко, это подозрительно. Однажды пришли два человека в местечко и за 15 минут собрали громадную сумму. Ребе удивился и призвал их к себе. Оказалось, что два хитреца обманом собирали деньги на… строительство трактира. Когда человек хочет совершить нарушение, все происходит само собой, а вот исполнение заповеди требует усилий!».
Красота – в возвращении!
«Что есть жизнь?» По словам раввина, это не результат соединения белков: «Жизнь – это связь с источником жизни». О том, что есть источник жизни, рав Цви скромно умолчал. Разве кому-то это может быть неясно? «Что есть красота?» – спросил рав Цви. «Конкурс красоты!» – выкрикнули слушатели. Лектор поморщился и уточнил: «Что есть красота в еврейской традиции?» Слушатели растерялись, и тогда рав Цви привел поэтический образ из «Песни песней»: «Прекрасна как луна». «Но что же красивого в луне?» – продолжал допытываться лектор. И сам же дал ответ: «Красота луны – в свете, который она отражает, как бы возвращая его солнцу». «Возвращение! В этом и есть сущность раскаяния. Куда же человек возвращается? В Талмуде написано: зародыша в чреве матери обучают всей Торе, его Торе, которую он должен заново открыть в течение своей жизни. Рождаясь, ребенок забывает Тору. Вся жизнь человека – это возвращение к Торе и ее источнику – Творцу. Собственно, вся лекция рава Цви и была посвящена его «возвращению». Перед слушателями развернулся целый «караван историй» из жизни раввина.
Жизнь – таки театр!
В 60-е годы рав Цви Патлас учился при одесской киностудии у самого старика Хоттабыча (Николая Волкова), затем он переехал в Ленинград и поступил на режиссерское отделение. В 1970-х махровый государственный антисемитизм принимал самые причудливые формы. Одной из «гримас антисемитизма», как ни парадоксально, стало создание еврейских театров на идиш. Туда-то и определили молодого актера. В первый же свой бенефис – в роли урядника, пришедшего выселять несчастного Тевье-молочника , рав Патлас, вместо того, чтобы ловко выпить стопку водки и залихватски крякнуть, как задумано по сценарию, молча ставит стакан на стол и уходит. За кулисами аплодисменты коллег по цеху: «Гениально!». «А никто не знал, что в моем стакане воды отражались и играли огоньки рампы, и я думал: кто я и что я здесь делаю» – поделился со слушателями рав Палтас.
Вот еще история. В Мелитополе, в еврейском театре, ставят Тевье-Молочника. Ведущий актер Зюня Каминский в роли несчастного Тевье воздевает руки над умирающей женой своей Голдой. Вдруг в зрительном зале шум – от напряженного момента, а может быть, просто от духоты, какой-то женщине стало плохо. Зюня Каминский остановился и исчез за кулисами. Через мгновение актер выходит со стаканом воды и подает его переволновавшейся зрительнице». Так молодому актеру и будущему раввину открылась самая большая святость – святость человеческой жизни, перед которой и театр и искусство теряют свою значимость.
Конь в кипе.
Так отчего же конь и почему он в кипе? Оказывается, это отсылка к личной биографии раввина. Как-то раз рав Цви играл коня в спектакле по рассказу Л. Толстого «Холстомер», только было это уже не в России, а в Хайфе. Резво и убедительно скакал по сцене конь вместе с табуном своих собратьев, но вдруг режиссер внимательно пригляделся, остановил табун и подозвал рава Патласа. «Слушай, Цви, я тоже еврей и не хочу обижать твои религиозные чувства, но ты кипу-то сними. Все кони как кони, а у тебя что – конь в кипе!» Слова режиссера поразили рава Цви, ибо на ум ему пришла еще одна мудрая притча гаона из Вильно: тело человека – это конь, а душа его – всадник. Конь сопротивляется всаднику, не хочет его слушаться, а всадник укрощает коня, и вот так они борются и держат друг друга в напряжении. И если человек победит в этой борьбе, то вернутся они в царство света. «Вот я и был конем в кипе. А в кипе должен быть не конь, а всадник»! – заключил раввин. Видимо, в этот момент рав Цви и принял решение уйти из театра и посвятить жизнь Торе…
 Видеоуроки рава Цви Патласа Вы можете посмотреть здесь






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї