ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕВРЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
190121, Россия, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 2, тел: +7(812)713-8186 Email: sinagoga@list.ru
  
Большая хоральная синагога Петербурга
EnglishHebrew
Карта сайта

 СИНАГОГА

 

 

 ЧТО ЕСТЬ В СИНАГОГЕ

 ЗАНЯТИЯ ПО ИУДАИЗМУ

 КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

 

 ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ

 ДЕТСКИЕ САДЫ, ШКОЛЫ, ЕШИВА

 ПРАКТИКА ЕВРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Обрезание
Еврейское имя
Выкуп первенца
Еврейский день рождения
Опшерениш (первая стрижка мальчика)
Еврейское воспитание
Изучение Торы
Бар/Бат мицва - еврейское совершеннолетие
Хупа
Миква и чистота семейной жизни
Кашрут
Мезуза
Похороны и траур

 ЕВРЕЙСКИЕ РЕСУРСЫ

Петербург - Израиль - конференция в Кунсткамере

Елена Беспалова  Петербург-Израиль. Прямая связь

Российская и израильская культуры смешались, как чай и сахар: израильтяне играют в КВН, россияне отмечают Пурим, а в Биробиджане есть ансамбль «Золотые голоса Израиля», в котором нет ни одного еврея…Феномен парадоксального взаимопроникновения двух культур был исследован в стенах Кунтскамеры.

Что связывает Петербург и Израиль? Очень многое, считают члены общества «Петербург – Израиль. Интеллектуальный диалог». А чтобы эти связи сделать еще крепче и развивать дальше, они решили провести международную конференцию, на которую пригласили российских и израильских исследователей еврейской культуры и истории.
Конференция, проходившая с 5 по 7 октября в стенах старейшего петербургского музея Кунсткамеры, позволила наглядно продемонстрировать, что между Петербургом (если брать шире, Россией) и Израилем всегда существовал взаимный интерес и есть немало сфер для плодотворной совместной деятельности. Одним из успешных примеров такой деятельности явилась работа по микрофильмированию еврейских рукописей, о которой рассказал доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН Семен Якерсон. Оказывается, в депозитариях Петербурга хранится богатейшее собрание еврейских книг (в общей сложности 17 тысяч), среди которых – самый ранний в мире еврейский кодекс 916 года, рукопись Пятикнижия 929 года и полная еврейская Библия 1008 года. Долгие годы эти бесценные рукописи, приобретенные еще во времена царствования Александра II, лежали невостребованными. Не было ни специалистов, ни средств, ни возможностей для их изучения. Но в 90-е годы ситуация изменилась. Древние еврейские манускрипты стали достоянием общественности, и в Российской национальной библиотеке появились толпы людей в кипах, которым не терпелось прочесть творения еврейских мудрецов. Такая находка не могла не заинтересовать израильских специалистов по иудаике. Они оплатили реставрацию рукописей и завезли технику, необходимую для микрофильмирования. Сейчас отснятые пленки находятся в Иерусалиме и доступны исследователям.
Однако интерес к России у Израиля существовал и до этой «громкой» находки. Сейчас уже ни для кого не секрет, что израильская разведка НАТИВ, официально именуемая Бюро по связям с евреями Советского союза, вела тщательнейшую работу по сбору информации о жизни евреев в СССР. Полученные сведения затем обрабатывались и изучались в созданном в 1956 году Центре по исследованию и документации восточно-европейского еврейства Еврейского университета в Иерусалиме. Тому, как это происходило, был посвящен доклад профессора кафедры еврейской истории Еврейского университета Михаэля Бейзера. Он рассказал, что вывезти еврейские книги в Израиль было весьма непросто, происходило все в большой тайне. Любопытно, что чем сложнее и напряженнее становились отношения между Израилем и СССР, как, например, в 1967 году, тем больше становился интерес к тому, что происходило за «железным занавесом». Сегодня Центр по исследованию и документации восточно-европейского еврейства может похвастаться самой полной в мире коллекцией еврейского самиздата. В его книгохранилище находятся сотни тысяч томов книг, номеров газет, свидетельства и мемуары. Там можно найти молоток лидера сионистского движения Менахема Усышкина или барабаны, изготовленные из свитка Торы. Все документы разделены по тематикам, чтобы облегчить работу исследователей.
Когда началась большая алия, в деятельности подобных центров постепенно отпала необходимость, ведь теперь люди, информацию о которых добывали с таким трудом, могли сами рассказать, как они и их предки жили в СССР. Интересную и во многом трагическую историю советского еврейства прекрасно отразили доклады «То, что было уничтожено. Еврейская культура в СССР между двумя мировыми войнами» Дмитрия Якиревича, еврейского поэта и композитора, и «Документы архивного фонда Еврейского дома просвещения. 1931-1938 гг.» Тамары Смирновой, президента Санкт-Петербургского Дома национальных культур. Выходцы из бывшего СССР в значительной степени повлияли на политическую, экономическую и культурную жизнь Израиля. В этом убеждена Мария Еленевская, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Техниона, занимающая исследованием русскоязычных евреев, эмигрировавших в 90-е гг. В своем докладе, вызвавшем большой интерес аудитории, она попыталась охватить различные аспекты адаптации и интеграции русскоязычных репатриантов. На ее взгляд, 20 лет, прошедшие с начала массовой алии, показали, что Израиль, возможно, не совсем рационально использовал полученные в подарок человеческие ресурсы, ведь лишь одна треть специалистов нашли в стране работу по специальности, а некоторые даже вернулись обратно или поехали в другие края. Но все же большинство представителей «возвращающейся диаспоры» смогли найти свое место под жарким израильским солнцем, а чтобы на исторической Родине не очень скучать по своей фактической Родине, устроили себе в Израиле своего рода «маленькую Россию», организовав «русские» магазины, школы и учреждения культуры.
Если израильтяне теперь играют в КВН и слушают русский шансон, то русские поют знаменитые еврейские песни и отмечают еврейские праздники. Писатель и публицист Александр Мелихов, автор книги «Биробиджан. Земля обетованная» побывал в бывшей еврейской столице на фестивале еврейской культуры и лично убедился, что еврейский дух там живет и процветает, несмотря на то, что евреев в Еврейской автономной области осталось очень мало. Самый популярный в Биробиджане вокальный ансамбль, в котором нет ни одного еврея, носит название «Золотые голоса Израиля». На еврейские торжества всегда собираются толпы народа. А типичные русские красавицы могут неожиданно признаться, что были у них в роду еврейские бабушки или дедушки.
Доклады участников конференции свидетельствуют о том, что русская и еврейская культуры, много лет существовавшие вместе, были переплетены настолько тесно, что разорвать эту связь оказалось невозможно даже после того, как многие евреи покинули Россию. Эффективный диалог между Россией и Израилем является залогом того, что близкая многим евреям русская культура будет жить и в Израиле, а еврейская культура сохранится в России. 

Фоторепортаж известного петербургского фотографа Юрия Алейникова

                                                                                Выступление Михаэля Бейзера (Израиль)






 ПОИСК ПО САЙТУ
 

 ОБЩИНА

 ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Алфавитный список
Список по направлениям деятельности

 РЕКЛАМА

 


 ОБЩИНА ON-LINE

 


 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ

 РЕЙТИНГ В КАТАЛОГЕ
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

 ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ

 УЧЕБА ON-LINE
Первоисточники
Курс еврейской истории
Книги и статьи

 НАШИ БАННЕРЫ

190121, Россия, Санкт-Петербург,Лермонтовский пр., 2 Информационный отдел Большой Хоральной Синагоги Петербурга
Тел.: (812) 713-8186 Факс: (812) 713-8186 Email:sinagoga@list.ru

->п»ї