В Еврейском Общинном Центре на Рубинштейна, 3 проходит выставка известного петербургского художника Айзика Рохлина «Свечной и окрестности». Об идее выставки и своих картинах рассказывает сам художник.
О Свечном
«Вся моя жизнь в Питере проходит вокруг мастерской на Свечном. Я там рисую, выпиваю водку с друзьями, подругами, соседскими гастарбайтерами и их нанимателями. Отсюда и идея выставки. Район Свечного – это настоящий «Петербург Достоевского», причем ни капельки не изменившийся. Здесь живут все те же «бедные люди», они не меняются ни внешне, ни внутренне, ведь нищета во все времена одинакова. С точки зрения архитектуры это «архитектура прекрасного» – поздний классицизм, ранний модерн, все эти башенки, колонны, скульптуры. Но при этом все это совершенно обветшало и превратилось в живописные руины. Под стать ветхим фасадам – и внутренняя некомфортность этих домов, дворы-колодцы, словно специально приспособленные для «бедных людей».
Об обитателях
«Свечной противоречив: там огромное количество офисов, шикарных авто… Но к вечеру появляются все те же люди, Вованы и Коляны, обремененные массой забот. Идешь – навстречу бомжи, кстати, мы с ними друг друга уважаем за свободный образ жизни. В силу своего социального положения, все это свободные люди. Им неважно, какая власть на дворе. Скорее – какая погода, ведь не у всех из них есть жилье. А свобода – это свобода, в том числе, и творчества. Творчество же в нашей стране рождается на чердаках и в подвалах. Вот и моя мастерская – в подвале…»
Об окрестностях
«Окрестности Свечного – это и город Орел, и Ломоносов – по матери Ораниенбаум, и Иерусалим. Их мотивы похожи на мотивы Свечного и прилегающих улиц. Про Иерусалим каббалисты вообще говорят, что это Петербург, только наоборот. Петербургская Малая Синагога, которую я нарисовал на одной из картин, тоже хорошо вписывается в стилистику Свечного. Это же не Большая Хоральная Синагога, для которой нужны иные средства выразительности, это – синагога для всех. Я изобразил те места, по которым я двигаюсь, где я живу. Может быть, внешне вся эта топография выглядит нелогично, но здесь присутствует глубокая внутренняя логика.
Глядя через подвальное окно
Что изображаешь – такая и живопись. На картинах этой выставки нет ярких цветов, везде – примесь коричневого, мутноватого. Это взгляд на мир через полуподвальное окно, которое тоже не всегда бывает чистым.
Ул. Рубинштейна – это тоже Свечной!
Выставить картины решили на ул. Рубинштейна, ведь это тоже Петербург Достоевского. Там я провожу много времени, там я встречаю людей, которые понимают и принимают мои живописные продукты. Инициатор выставки – директор Еврейского Общинного Центра Александр Френкель. Он и сам живет неподалеку, однажды он делал «Лехаим» у меня в мастерской и увидел полотна…